Анализ рынка автомобильных грузовых перевозок

Анализ рынка грузовых перевозок — это то, с чего должна начинаться деятельность. Исследования также дают понимание успехов и неудач предприятия, что позволяет адекватно реагировать на ситуацию и вносить коррективы в его работу, создать правильную стратегию и тактику.

Анализ рынка грузовых перевозок

Для изучения рынка с целью последующего анализа необходимо получить ряд данных. Они бывают первичными и вторичными.

Первичными называют данные, которые получены непосредственно для исследования и анализа рынка автомобильных грузоперевозок. Это:

  • показатели оперативного плана;
  • данные о востребованности услуг;
  • анализ заявок, поступивших от грузоотправителей за определенный промежуток времени.

Такую информацию получают через наблюдения, интервью, проведенных в телефонном режиме и при личном общении, путем анкетирования и интерактивного опроса. Для получения оперативной информации маркетологи налаживают тесную связь с грузообразующими предприятиями, операторскими компаниями, что позволяет следить за изменениями на рынке и составлять достоверные прогнозы.

Самый доступный способ — изучение вторичной информации об игроках. Она содержится в итоговой отчетности. Анализируются результаты деятельности конкурентов и партнеров, публикации в прессе и интернете — как о самой отрасли, так и о тенденциях развития экономики в целом.

Иногда транспортные предприятия «тестируют» рынок автомобильных перевозок, чтобы выяснить реакцию на новые услуги или принятые мероприятия маркетинга. Благодаря этому выявляются причинно-следственные связи между переменными (например, расходами на совершенствование имиджа и объемом реализованной продукции). Однако маркетинговый эксперимент связан с существенными финансовыми затратами.

Еще один дорогостоящий способ изучения и анализа рынка автомобильных грузоперевозок — маркетинговое исследование. Это систематическое определение набора данных, которое поможет транспортному предприятию решить насущную проблему. Процедура исследования формируется из нескольких этапов:

  • разработка концепции;
  • разработка методики;
  • сбор, обработка, хранение данных;
  • анализ и выдача результата.

Профессиональный анализ рынка автомобильных грузоперевозок помогает автотранспортным предприятиям решить следующие задачи:

  • найти дополнительные ниши;
  • привлечь новых клиентов и увеличить объемы грузоперевозок;
  • сегментировать потребителей транспортной продукции;
  • определить требования к качеству перевозок;
  • узнать реакцию клиентов на новые предложения или усовершенствованную услугу;
  • изучить тарифы конкурентных предприятий;
  • определить платежеспособность;
  • распределить доли рыночных сегментов между компаниями;
  • проанализировать конкурентоспособность в рамках региона, направления, отдельного сегмента;
  • получить информационную базу для разработки маркетинговой стратегии.

Различаются несколько видов маркетингового анализа предприятия, объектами которых становятся:

  • внешняясреда — реалии, в которых работает компания;
  • мезосреда— внешние факторы, оказывающие прямое влияние на деятельность;
  • микросреда — выявляет сильные и слабые стороны бизнеса;
  • бизнес-портфель — изучает разные направления бизнеса (услуг).

Статистика последних лет по грузовым перевозкам

Согласно данным РБК, в России автомобильный транспорт занимает всего 4,5% в общей структуре грузооборота, значительно уступая трубопроводному (48%) и железнодорожному транспорту (45%). Несмотря на это, по подсчетам 2015 года, более 60% объема переправленных грузов перевозилось автомобилями, что составляет 5 млрд тонн. Объясняется такая разница просто: автотранспортные компании доставляют грузы на относительно небольшие дистанции, в остальных случаях используют железную дорогу и трубопроводы. Лидером по грузоперевозкам является Тюменская область.

При этом исследователи рынка отмечают оживление в это сфере. Так, в 2016 году грузооборот вырос на 1,9%, и составил 5,14 млрд т.

Структура российского рынка автомобильных грузоперевозок по типу грузов (в денежном выражении),

% (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)

Одной из особенностей рынка автомобильных перевозок, как показывает анализ, является то, что из указанного объема только 31% относился к коммерческому их типу. Это объясняется тем, что производители нередко отдают преимущество собственному автопарку, не обращаясь к услугам перевозчиков и транспортно-логистических предприятий.

Эксперты отмечают рост протяженности автоперевозок. Так, в 2000–2014 гг. зона использования автомобилей в этой сфере увеличилась вдвое — с 950 до 2 тыс. км, а средняя дальность почти втрое — с 26 до 75 км.

Проблемы рынка автомобильных грузоперевозок

На состоянии рынка автомобильных перевозок в России сказался кризис последних лет, вызванный, в частности, падением цен на нефть, что спровоцировало нестабильность национальной валюты, введение санкций. Последний фактор вызывал необходимость пересмотра маршрутов и переориентации на внутренние маршруты. В той или иной мере трудности затронули большинство автотранспортных компаний. Однако существуют и другие проблемы, с которыми приходится сталкиваться перевозчикам и грузоотправителям, и которые ощущает конечный потребитель.

К основным проблемам рынка автомобильных перевозок в РФ относят:

  • плохое развитие транспортно-логистической инфраструктуры, нехватка складских терминалов, в которых могли бы приниматься грузы с разных направлений с последующей обработкой;
  • использование устаревших и давно сооруженных складских помещений, приспособленных под один или два вида транспорта, чтопрепятствует росту объема смешанных и мультимодальных перевозок;
  • низкое качество дорог, препятствующее доставкам в отдельные населенные пункты;
  • стремительный износ автомобилей и другого используемого транспорта из-за нежелания перевозчика вкладывать деньги в его ремонт и обновление или ограниченности в финансах;
  • недобросовестные игроки, которые демпингуют или предоставляют услуги низкого качества, применяют мошеннические схемы.

Анализ в сфере автомобильных перевозок не всегда затратен и требует обращения к профессиональным маркетологам. Часто будущие индивидуальные предприниматели самостоятельно проводят мероприятия по выяснению ситуации. При этом они прибегают к обзвону конкурентов, изучению открытых баз статистических данных, спроса на услуги в печатных изданиях и сети. Для частного бизнеса зачастую этого бывает достаточно.