Автоцистерны, гудронаторы и тара для нефтепродукции

Бензин, керосин и другая продукция из нефти в больших объемах транспортируется разными видами транспорта — в основном трубопроводным, морским, а также железнодорожным. К автомобильным перевозкам нефтепродуктов из-за малой грузоподъемности прибегают только на конечном этапе, для доставки конечному потребителю. Поскольку груз обладает опасными свойствами, то для него используют специальные виды машин и тары.

ТС для перевозки нефтепродуктов

Основной вид средств, которые используются для перевозки нефтепродуктов — автоцистерны. Они бывают нескольких типов:

  • перевозочные, в которых осуществляется доставка;
  • мобильные заправочные станции.

Ко всему транспорту предъявляются следующие общие требования:

  • оборудование цистерны системой нижнего слива;
  • наличие внутреннего покрытия, которое исключает взаимодействие с грузом;
  • электростатическая безопасность;
  • желательно — громоотвод;
  • насосы для залива и слива с повышенной взрыво–и пожароопасностью.

Обычно цистерны при перевозках нефтепродуктов автомобильным транспортом окрашивают в яркие цвета, чаще это оранжевый и красный.

Свойства грузов на основе нефти сильно отличаются. Этот факт нашел отображение в конструкции автомобилей и прицепов.

Бензовоз

В таком транспортном средстве перевозят и хранят следующие продукты:

  • бензин;
  • керосин;
  • солярку;
  • другие светлые нефтепродукты.

Полуприцепы и прицепы для перевозки нефтепродуктов в разрезе имеют форму эллипса. Для их изготовления используют стальные листы толщиной 4–6 мм. Сверху находится горловина. У нее два назначения: отверстие предоставляет возможность доступа внутрь для ремонта оборудования и обеспечивает дополнительный объем при расширении перевозимого продукта при высоких температурах. Количество залитого бензина контролируется при помощи встроенного ограничителя.

Цистерна бензовоза для перевозки светлых нефтепродуктов внутри имеет особую конструкцию. Причиной тому — взрывоопасность и пожароопасность грузов. Поэтому при производстве в средней части устанавливают кольца жесткости. Внутри устанавливаются волногасители в виде перегородок. Они уменьшают силу трения о поверхность транспортировочной емкости. Более прогрессивное конструкционное решение, которое сейчас широко используется — торосферическое днище. Это не только дополнительная безопасность, но и большая надежность прицепа.

Цистерны-бензовозы имеют дыхательный клапан. Через него из емкости удаляются скопившиеся газы, и заходит воздух при сливе содержимого. Емкость внутри представляет собой общее пространство или разделяется на герметичные отсеки для разных нефтепродуктов.

Мобильные заправочные станции

Этот вид спецтехники в последнее время набирает популярность. Это те же автоцистерны, но оснащенные оборудованием, которое позволяет использовать их как передвижные заправочные станции.

Мобильные АЗС востребованы во многих сферах — на стройплощадках, автотранспортных предприятиях, лесозаготовительных делянках и других удаленных и труднодоступных местностях. Производители спецтехники представляют модули, работающие без электроэнергии.

Цистерны для темных нефтепродуктов

Основной вид автотранспорта, занятый в перевозке тяжелых нефтепродуктов, пребывающих в жидком состоянии — битумовозы. Они тоже представляют собой цистерны, но имеют несколько другое внутреннее устройство.

Чтобы снизить вязкость, присущую темным нефтепродуктам, прицепы и полуприцепы оснащаются системой подогрева. Она представляет собой специальные термогенераторы с автономными дизельными или керосиновыми двигателями. Благодаря этому температура поддерживается на уровне 180–220 °C.

Автогудронатор

Такая разновидность битумовозов не только транспортирует битум, но и помогает ремонтировать и строить дороги. Благодаря дополнительному оборудованию удается выполнить пропитку, поверхностную обработку полотна, приготовить смеси на основе битума в полевых условиях.

Как правило, автогудронаторы — самоходные установки. Но они также устанавливаются на прицепе, бывают полуприцепными и крепятся к тягачу.

Тара для доставки нефтепродуктов

Другой важный для транспортировки нефтегрузов аспект — это правильный выбор тары.

Наряду с автомобильными цистернами, которые, по сути, являются тарой, все чаще используются флекситанки. Они заменяют стальные емкости и отличаются большей надежностью.

У такой упаковки масса преимуществ. Она не боится коррозии при взаимодействии с водой, выдерживает землетрясения, которые приводят к повреждению других резервуаров. Чтобы хранить грузы, не нужен специальный фундамент и площадка.

Нефтепродукты, помещенные во флекситанки, перевозятся в двадцатифутовых контейнерах. Среди других преимуществ этих изделий:

  • возможность многоразового применения;
  • срок хранения груза достигает 3 лет;
  • отсутствие химического взаимодействия с содержимым;
  • длительный срок службы (до 3 лет);
  • незначительные трудозатраты при монтаже, погрузке-выгрузке;
  • возможность организации мультимодальных перевозок;
  • устойчивость к механическим повреждениям.

Небольшие объемы нефтепродуктов перевозят в бочках или канистрах, которые изготовляют из металла или полимерных материалов. Твердые битумы транспортируют в рулонах из картона, бумаги, древесины, а также в обычных бочках. Твердые битумы перевозят в форме брикетов, которые могут быть помещены в бумажные мешки или вовсе не иметь упаковки. Однако тогда потребуется хороший теплообменник для топки.

Правильно выбранный транспорт для перевозки нефтепродуктов и тара не только создает безопасность на дороге, но и сохраняет потребительские свойства, а также качество конечного изделия — например, асфальтового покрытия, кровли и т. п.