Автомобильные перевозки баллонов с различными газами

Автомобильные перевозки баллонов с различными газами

Погрузка, перевозка кислорода и пропана сопряжена с большими рисками, поскольку эти вещества относятся к опасным грузам. Поэтому такие работы выполняются по правилам ДОПОГ и ПОГАТ.

Упаковка для кислорода и пропана

Упаковка и маркировка кислорода производится в соответствии с ГОСТ 26460–85. Сжатый газ перевозится в средних и малых баллонах или в автореципиентах, стационарно укрепленных на автомобиле, а также в цистернах или других емкостях с криогенными свойствами.

Кислород перевозят в сжатом и охлажденном сжиженном виде. Первому состоянию присвоен номер ООН 1072, второму — 1073. Газ относится к группе 2О.

Газообразный кислород транспортируют в металлических баллонах, давление составляет 150 кгс/см2. На нижней части размещают башмак, и в этом случае баллон можно ставить вертикально. На горло надевают кольцо с резьбой для крепления защитного колпака. Такие баллоны  бывают голубого цвета, на них черной краской нанесена надпись «Кислород». Слово должно занимать не менее трети окружности посудины.

Пропан — взрывоопасный газ, № ООН 1978, относится к группе 2F. Вещество упаковывают в красный баллон с надписью «Пропан» и латунным вентилем с левой резьбой.

На каждой посудине имеется паспорт, который представляет собой табличку, изготовленную из металла. В ней указывают такую информацию:

  • наименование предприятия-изготовителя;
  • номер емкости;
  • две даты — изготовления, следующего освидетельствования;
  • объем (литры).

К газовым баллонам крепятся ярлыки, на которых обозначают класс опасности.

При международной транспортировке следует учитывать, что цвет определяет стандарт EN 1089–3. Баллон окрашивают не по наименованию газа, а по типу опасности. Согласно этой норме, используются такие цвета:

  • легковоспламеняющийся — красный, индекс по палитре рал RAL 3000;
  • окисляющий — голубой RAL 5012.

Вместе с тем для кислорода предусмотрена фиксированная маркировка белым цветом RAL 9010.

В том и другом случае емкости используются только под один газ, но пропан могут вводить после бутана и наоборот.

Погрузка и выгрузка баллонов

Погрузка и разгрузка проводится максимально осторожно. При этом нельзя допускать ударов посудин одной о другую или иные предметы.

Загружают и разгружают автомобиль при выключенном двигателе. Допускается использовать только механизмы, необходимые для выполнения таких работ, но если это дозволяется нормативными актами.

В погрузке и выгрузке баллонов принимают участие минимум два человека. Руки должны быть чистыми, не жирными, чтобы исключить случайное выпадение. Рекомендуется надевать сухие рукавицы или использовать текстиль. Для перемещения посуды со склада к транспортному средству берут специальные тележки. Волоком перетаскивать такие грузы на какие-либо расстояния категорически запрещается. Нельзя перемещать емкости на плече или руках, подавать их таким образом, чтобы вентиль был направлен вниз.

На погружаемых баллонах должны быть колпаки и заглушки. Защитные колпаки затягивают так, чтобы не возникла искра. Разрешенная температура баллонов с пропаном — не более 45 °C.

При выполнении погрузочных работ соблюдаются следующие требования:

  • недопустимо бросать, ударять баллоны и контейнеры, внутри которых находятся опасные вещества;
  • емкости с газами укладывают так, чтобы исключить опрокидывание или падение;
  • расположение — горизонтально, параллельно или перпендикулярно продольной оси контейнера, автомобиля, и под прямым углом к ней, если речь идет о баллонах, находящихся у передней поперечной стенки контейнера или самого кузова;
  • все вентили направляют в одну сторону;
  • закрепление производят так, чтобы емкости с газами не смещались относительно друг друга, конструктивных элементов кузова или контейнера. Для этого используют лямки, решетки, надувные подушки, блокираторы и другие фиксирующие приспособления и устройства;
  • при диаметре емкости более 30 см допускается размещать ее параллельно продольной оси, но защитные устройства вентилей направляют к середине контейнера или автомобиля.

Если газы транспортируются в охлажденном сжиженном состоянии, то сосуды с ними размещают так, как предусмотрено конструкцией этих приспособлений. Для перевозки кислорода в сжиженном виде используют материалы, которые отличает пониженная горючесть.

Допускается вертикальное размещение баллонов с газом, но при условии, что транспортировка осуществляется в устройствах, которые исключают вероятность опрокидывания и обеспечивают устойчивость. Навалом перевозка емкостей с пропаном и кислородом в автомобильном транспорте запрещена.

Запрещена одновременная погрузка с такой продукцией:

  • растворенным под давлением, сжатым, сжиженным газом, а также воспламеняющимися жидкостями;
  • запалами, детонирующими фитилями мгновенного действия;
  • железнодорожными петардами;
  • кислотами — безводной соляной, азотной;
  • сульфоазотными смесями;
  • жидким воздухом, азотом;
  • веществами, поддерживающими горение;
  • органическими перекисями;
  • продуктами питания;
  • радиоактивными продуктами.

Складируют заполненные емкости в отдельных постройках. Хранить эту продукцию в цехах и производственных помещениях запрещается.

Документальное оформление

Правила перевозки баллонов с кислородом и пропаном автомобильным транспортом требуют оформления таких документов:

  • декларация;
  • сертификаты;
  • удостоверение водителя, которое позволяет заниматься перевозкой опасных грузов;
  • разрешение на транспортировку;
  • дополнительно, при необходимости — пропуск, план загрузки, сертификатТС.

Меры безопасности

Персонал, который производит погрузку и разгрузку, должен обучаться правилам охраны труда и техники безопасности по работе с подобными продуктами. Водитель, осуществляющий транспортировку, обязан пройти курс по перевозке таких веществ и получить соответствующее удостоверение.

Согласно правилам перевозки кислородных и пропановых баллонов автомобильным транспортом, емкости опечатываются производителем или поставщиком, которые отвечают за правильное наполнение. Транспортировка кислорода допускается только при исключительной исправности емкостей и автомашины, наличии требуемых надписей и предохранительного колпака.

Баллоны оберегают от воздействия высоких температур, чтобы предотвратить вероятность взрыва. Создают условия, при которых груз будет защищен от взаимодействия со смазочными и другими материалами. На выхлопную трубу устанавливают искроуловитель.

Для оповещения остальных участников дорожного движения на автомобиль вывешивают красные флажки слева, впереди и сзади.

Перевозку осуществляют на рессорном транспорте или автокарах. Их оснащают средствами первой необходимости для тушения пожаров — двумя порошковыми или углекислотными огнетушителями вместимостью по 2 л каждый. Кузов оборудуют стеллажами с выемками, размер которых соответствует параметрам баллонов. Внутри их оббивают войлоком. На стеллажах устанавливают запорные устройства.

По правилам перевозки пропана и кислорода в баллонах, в кабинах автомобильного транспорта запрещено перевозить людей, не имеющих отношения к выполнению поставленной задачи. Члены экипажа не должны находиться в кузове рядом с грузом.

Во время ночной стоянки или во время передвижения при плохой видимости на автомобиль вывешиваются осветительные приборы оранжевого цвета спереди и сзади.

Режим транспортировки должен быть плавным, не допускаются толчки и резкое торможение. Это поможет избежать тряски и ударения сосудов.

Машины с наполненными баллонами разрешается останавливать на стоянке более часа при соблюдении определенных дистанций: для бортовых автомобилей — на расстоянии 10 м и 25 м для жилых и общественных зданий соответственно. Для транспортных средств «клетка» эти ограничения составляют 20 и 40 метров.

Запрещается перевозка кислородных баллонов автотранспортом с горючими газами, в том числе с пропаном. Причем речь идет как о наполненной, так и о пустой таре.

Если во время совершения рейса выявлена утечка, водитель обязан остановить транспорт и действовать в соответствии с инструкцией по технике безопасности.

Газы — неопасный груз

Не всегда кислород и пропан считают опасным грузом. Все зависит от того, в каких количествах его перевозят.

В личном автомобиле может перевозиться подобный груз, если суммарный объем не превышает:

  • пропан — 15 баллонов по 15 кг, 50 л;
  • кислород — 24 баллона по 40 л.

Газы должны находиться в упаковке для розничной торговли и использоваться для личных нужд. Однако водитель обязан сделать все зависящее от него, чтобы исключить вероятность утечки веществ. Также он должен соблюдать правила перевозки кислорода и пропана автомобильным транспортом в части надежного закрепления и прочего, о чем шла речь выше. Важно помнить, что даже одна наполненная емкость при неправильном обращении может стать причиной гибели и травм людей.

Кислород не относится к опасным грузам, если давление менее 200 кПА при температуре 20 °С или он входит в состав продуктов питания или напитков. Не считается опасным грузом также и порожняя тара.

Перевозка запрещена

Не допускается принимать к перевозке груз, в котором выявлены следующие нарушения:

  • не пройдено очередное освидетельствование или проверка пористой массы;
  • на корпусе имеются повреждения, ржавчина, следы окисления;
  • вентили сломаны;
  • отсутствует окраска или надписи;
  • нетклейма.

Члены экипажа, водители легковых транспортных средств не должны нарушать предписаний, особенно тех, что касаются курения, вскрытия упаковки с опасным грузом, применения средств для освещения. При несоблюдении правил транспортировки возникает вероятность взрыва и возгорания.

Последствия нарушений правил перевозки баллонов: видео