Безопасная автоперевозка коней и лошадей

Перевозка коней автомобильным транспортом становится все популярнее в связи с ростом интереса к конному спорту. Большинство перевозчиков только осваивают эту сферу деятельности. Здесь много особенностей и нюансов из-за характеристик груза.

Документальное оформление

Для перевозки лошадей по территории страны отправители на каждую особь получают паспорт. Оформлением занимаются ВНИИ коневодства либо федерация конного спорта. В паспорте приводится информация о проведенных обработках и диагностических исследованиях.

Поскольку при перевозке животных из одной местности в другую существуют риски для эпидемиологического благополучия, то контролирует такое перемещение ветеринарная служба. Орган выдает свидетельство, в котором содержится информация о прививках от следующих инфекций:

  • грипп (действительна не больше 6 месяцев);
  • сибирская язва (ежегодная);
  • дерматофитозы (ежегодная).

Перед транспортировкой коней проверяют на такие заболевания:

  • случная болезнь (дурина);
  • сап;
  • инфекционная анемия.

В свидетельстве, выдаваемом ветеринарной службой, указывается обстановка в регионе по этим и другим инфекциям — ящуру, везикулярному стоматиту, ринопневмонии, энцефалитам.

Требования к автомобильному транспорту

Коней перевозят в специальных автобусах или оборудованных грузовиках. В последнем случае конструкцию совершенствуют под потребности таких перевозок:

  • передний и задний борт наращивают до 2,2 м;
  • укрепляют поперечный брус на расстоянии 1,2-1,3 м;
  • лошадей разделяют продольной перегородкой, желательно «глухой»;
  • пол кузова делают двойным, без щелей.

Материалы, которые используются для переоборудования автомобиля, должны иметь гладкую поверхность, не содержать острых углов. Пол кузова грузовика покрывают соломой или опилками. Это повышает силу трения поверхности с копытами, благодаря чему достигается большая устойчивость живого груза.

В холодное время года кузов покрывают брезентом, чтобы защитить животных от переохлаждения. Летом при перевозках на небольшие расстояния тент можно не использовать. Но в жару он необходим, чтобы защитить коней от теплового удара.

Коневоз

Все чаще для перевозки этого вида животных используют специальный транспорт — коневозы. Их выпускают в виде фургонов, трейлеров или прицепов. Если вместительность позволяет, могут перевозиться одновременно несколько лошадей. Наиболее популярны автомобили на 2–3 погрузочных места.

Современные трейлеры для перевозки коней достаточно комфортны. В транспортных средствах, выполненных на заказ, при необходимости оборудуют помещения для персонала, дополнительные хозяйственные отсеки, душевые, видеонаблюдение.

Если специализированного транспорта нет, используют обычные прицепы. Но вес животного вместе с прицепом не должен быть большим, чем у тягача. Как правило, с этой целью используют внедорожники, которые обладают достаточной массой для выполнения подобных перевозок.

Приспособления

Для привязки лошадей в автомобиле используют веревки и недоузки, прочность которых предварительно проверяют. Привязывают не слишком туго, чтобы не провоцировать испуг, и не очень свободно, поскольку это может привести к травмам. Ноги животного фиксируют ватниками и бинтами, надевают транспортные колокольчики. Хвост забинтовывают и закручивают или используют нахвостник, который не допустит образования зачесов. Зимой на коней накидывают попоны — специальные покрывала, а также капоры, создающими дополнительную защиту от холода. При транспортировке животных в современных автомобилях, приспособленных для этих целей, ногавки не используют, чтобы конечности не отекали.

Погрузка, размещение, выгрузка

В грузовой автомобиль животных заводят через задний борт. Для этого дополнительно используют специальную площадку, которую плотно приставляют к автомобилю, не оставляя щелей. Если поверхность скользкая, ее посыпают опилками. При транспортировке нескольких лошадей сначала в кузов отправляют самую спокойную.

Животных располагают вдоль движения транспортного средства. Считается, что перпендикулярное размещение вредит физическому состоянию коней. Это правило особенно важно соблюдать в дальних поездках. Однако сейчас появились автобусы, в которых допускается поперечное расположение.

При транспортировке коней разных полов жеребцов располагают спереди, кобыл сзади. Самцов привязывают на более короткую уздечку.

Перед выгрузкой сначала удаляют заднюю перекладину и перегородку. Потом животных одновременно разворачивают в одну сторону и выводят поочередно из кузова.

На время перевозки людям запрещено находиться в кузове — это опасно для жизни. 

Режим питания и отдыха коней в дороге

Перевозимым животным показан усиленный режим питания. Основным продуктом становятся размоченные отруби — по 3–4 кг на одну особь. Норма употребления сена — не больше 8 кг. Количество овса сокращают до минимума. Этот злак способен спровоцировать колики, когда животное продолжительное время обездвижено.

Через каждые 6–8 часов делают остановки для выгула. Особенно важно соблюдать такой режим при перевозке спортивных коней, которые нуждаются в регулярных пробежках для тонуса мышечного скелета. После прогулки им дают остыть некоторое время и поят их теплой водой. Перевозить потных и мокрых животных запрещено — это может привести к простуде.

Дорожная лихорадка

Это заболевание, которое иногда возникает у лошадей при перемещении на большие расстояния из-за перенесенного стресса. Риски возрастают, если перевозку организовывают сразу с пастбища. Провоцируют ухудшение самочувствия и другие факторы — нехватка питья, недостаточная вентиляция.

Симптомы болезни:

  • беспокойство;
  • пугливость;
  • неуверенная походка;
  • возбуждение;
  • потеря веса;
  • плохой аппетит.

В тяжелых случаях возможна гибель из-за сердечной недостаточности. Чтобы этого не допустить, перед транспортировкой в рационе сокращают объем зеленых кормов, источника калия, избыток которого может спровоцировать дорожную лихорадку.

При перевозке необходим воздухообмен, комфортный температурный режим, не допускающий перегрева или переохлаждения, достаточное количество питья, сена. Нельзя допускать повышенной скученности. Иногда перед транспортировкой животным вводят специальные препараты — ромпун, глицин, аминазин и другие.

Строгое соблюдение норм и правил перевозки лошадей необходимо. В противном случае возможно ухудшение эпидемиологического благополучия в регионах, куда транспортируют больное стадо. А лошади, принимающие участие в спортивных соревнованиях и концертных выступлениях, могут серьезно пострадать и потерять свою ценность для заводчика.