Как правильно транспортируют инфекционные вещества

Как правильно транспортируют инфекционные вещества

Один из наиболее опасных грузов, которые часто доставляют автомобильным транспортом — это инфекционные вещества. При неправильной перевозке возможно заражение большого количества людей либо животных. Эти продукты относятся к шестому классу опасности, подклассу 6.2.

Определения и классификация

Различают несколько видов инфекционных веществ, опасных для людей и животных:

  • инфекционные материалы — предположительно или точно содержат патогенные организмы, провоцирующие болезни;
  • образцы, отобранные от больных людей и животных — экскременты, кровь или ее компоненты, мазки, органы, которые необходимо транспортировать для диагностики, исследования, лечения и других целей;
  • культуры — патогенные организмы, полученные путемпреднамеренного размножения;
  • биологические продукты — те, что получены из организма животного или человека, изготовленные в соответствии с действующим законодательством, используемые для терапии или диагностики либо для проведения исследовательских работ — например, вакцины;
  • отходы (медицинские или клинические) — те, что образуются прилечении или в результате биологических исследований.

Различают две категории инфекционных материалов:

  • Категория А. При контакте эти вещества вызывают стойкое, угрожающее жизни расстройство здоровья или провоцируют смертельные недуги у здоровых людей и животных. Контакт происходит, когда вещество попадает за пределы контейнера и соприкасается с телом. Этим грузам присваивается код UN 2814, а если они опаснытолько для животных, то UN 2900.
  • Категория В. Это вещества и продукты, которые не входят в категорию А. Их маркируют как UN 3373 и называют биологическими материалами.

Общие принципы подготовки грузов к перевозке

Отправитель инфекционного материала обязан позаботиться об упаковке. Ее свойства должны быть такими, чтобы гарантировать поступление груза к получателю в хорошем состоянии, не допускать какой-либо опасности для окружающей среды, людей и животных.

Тройная упаковка

Для всех инфекционных материалов применяется принцип тройной упаковки, подразумевающий три слоя защиты.

  • Первичный контейнер — водонепроницаемый и герметичный.
  • Вторичная упаковка. Защищает первичный контейнер (один или сразу несколько), содержит столько впитывающего материала, чтобы поглотить всю пролитую жидкость из поврежденной тары.
  • Наружная упаковка (не меньше 10х10 см). Содержит амортизирующие материалы, защищает от внешнего воздействия, в том числе механического.

Общая упаковка

Она единственная для нескольких грузов, идущих в один пункт назначения. На ее поверхности повторяют всю маркировку с отдельных упаковок, а также делают надпись «Общая упаковка». Маркировка по спецификации ООН не указывается. Если транспортировка предполагает использование охлаждающего вещества, то внутри могут также находиться изолированные емкости.

Повторное применение упаковки возможно, но только после дезинфекции подходящим способом. При отправке отправитель должен убедиться, что маркировки и этикетки соответствуют грузу.

Порожнюю упаковку перед отправкой дезинфицируют или стерилизуют. Маркировки и этикетки, указывающие на предыдущую перевозку инфекционных материалов, удаляют или прикрывают.

Категория А

Помимо общих требований, выдвигаются и дополнительные условия. Так, это должна быть упаковка, предусмотренная спецификацией класса А ООН и требованиями инструкций Р620. Тару предварительно проверяют падением с высоты, перфорацией, сжатием. Первичный контейнер и вторичная упаковка должны сохранять целостность при давлении не менее 90 кПа.

В наружной таре может содержаться не больше 400 кг твердых или 450 кг жидких грузов. Первичный контейнер объемом от 50 мл всегда располагают крышкой вверх. Клеят этикетки, на которых указывают, где верх и низ.

Маркировка должна содержать такую информацию:

  • упаковочный символ ООН;
  • тип упаковки, результаты тестов;
  • год выпуска (две последние цифры);
  • компетентный госорган, регламентировавший использование маркировки;
  • код изготовителя упаковки.

На наружной таре или чехле также указывают:

  • название (имя) отправителя и получателя, их адреса;
  • номер телефона лица, которое располагает информацией об инфекционном веществе;
  • код ООН;
  • требования к температурному режиму;
  • если используют сухой лед или жидкий азот — техническое название этих веществ, их код ООН.

Категория В

Тройная упаковка по-прежнему нужна, но результаты испытаний не указываются. Требования к ней изложены в документе Р650. Производители, продавцы таких изделий должны инструктировать тех, кто готовит груз к перевозке, о том, как заполнять и закрывать тару.

Маркировка должна информировать о следующем:

  • имя (наименование), адрес, телефонный номер получателя;
  • необходимый температурный режим;
  • при использовании сухого льда или криогенных жидкостей применяется соответствующая наклейка.

Требования к максимальному весу отсутствуют.

Документация

Для перевозки грузов категории А отправители оформляют следующую документацию:

  • накладную или упаковочный лист, в котором содержатся такие сведения: адрес получателя, количество упаковок, информация о грузе, вес, стоимость — полная или минимальная (если поставка бесплатная);
  • при совершении международных перевозок — разрешение на ввоз или вывоз из страны, декларация.

Между вторичной и наружной упаковкой вкладывается подробная опись содержимого. Если нет точных сведений об отношении груза к категории А, а есть лишь предположения относительно опасности, то тут же указывают: «Предположительно инфекционные материалы категории А».

Перечень документов для категории В тот же.

Охлаждающие вещества

В ряде случаев для стабилизации инфекционных материалов при перевозке используют хладагенты. Лед, в том числе сухой и в подушках, помещают снаружи вторичной, внутрь наружной тары, или во внешнюю упаковку. Лед помещается в контейнеры с водонепроницаемыми свойствами. К таре, в которой находится хладагент, выдвигается то же требование.

Сухой лед может приобретать взрывоопасные свойства, поэтому его не кладут внутрь первичной или вторичной тары. Тогда используют отдельную упаковку со специальной изоляцией. При этом в таре предусматривают возможность выхода углекислого газа.

Применение жидкого азота предварительно оговаривают с перевозчиком. Первичный контейнер, который при этом используется, должен выдерживать сверхнизкие температуры.

О применении этих материалов упоминают в декларации. На упаковке размещают соответствующие информационные знаки.

Планирование поездки

Для того чтобы груз был доставлен невредимым и в планируемые сроки, все стороны договора должны действовать согласованно.

Правильное документальное оформление, классификация, выбор упаковки, нанесение маркировки — долг отправителя опасного груза. На него также возлагаются следующие обязанности:

  • согласование с перевозчиком вида транспорта;
  • заблаговременное оповещение получателя о заключении договора на транспортировку.

Область ответственности перевозчика:

  • информирование грузоотправителя про необходимость оформления документального сопровождения соответственно характеру транспортирования;
  • консультация относительно упаковки;
  • помощь в выборе оптимального маршрута;
  • своевременная и безопасная доставка.

Адресат должен:

  • оформитьимпорт вещества;
  • передать отправителю всю необходимую документацию;
  • принять товар и информировать об этом отправителя.

Груз не отправляют, пока не предприняты такие шаги:

  • нет договоренностей с транспортной компанией;
  • не получено разрешение на ввоз материалов в страну.

Аварийная ситуация

Если в процессе транспортировки возникла аварийная ситуация, руководствуются инструкцией по каждому конкретному веществу. Она прилагается к служебной инструкции экспедитора. Экипаж, который осуществляет перевозку, действует в таком порядке:

  • перед входом в зону заражения надевает защитную одежду и приспособления индивидуальной защиты;
  • изолирует очаг поражения;
  • принимает средства экстренной профилактики;
  • извещает об аварии отправителя;
  • изолирует тех, кто контактировал с опасным веществом, проводит частичную санитарную обработку;
  • дезинфицирует место, где произошло ЧС, остатки груза, упаковочные материалы средствами, которые имеются на борту автомобиля.

Персонал, ликвидировавший последствия аварии, подлежит полной санитарной обработке и медицинскому наблюдению.

Очистка места разлива инфекционного вещества

При контакте кожи с опасным грузом как можно скорее обрабатывают это место водой с мылом или раствором антисептического препарата — это снижает риск заражения. Затем следует обратиться за медицинской помощью.

Загрязненные поверхности очищают в таком порядке:

  • надевают средства индивидуальной защиты, которые предусмотрены инструкциями;
  • пролитый продукт накрывают тканью или бумажными полотенцами — это снижает риск дальнейшего распространения инфекции;
  • сверху наливают дезинфицирующий препарат так, чтобы полностью покрыть участок поражения, причем делают это концентрическими кругами, двигаясь от краев к центру;
  • через полчаса удаляют все материалы, сметают стеклянные осколки на совок и выбрасывают в прочный контейнер;
  • моют и обеззараживают пораженный участок еще раз, при необходимости последнюю процедуру повторяют до 5 раз;
  • материалы, которые контактировали с зараженным продуктом, помещают в прочный мусорный контейнер.

После завершения дезинфекционных работ сообщают о ЧС компетентным органам.

Подготовка персонала

До перевозок инфекционных материалов категории А допускаются сотрудники, которые прошли подготовку по типовым требованиям на официальных курсах и успешно сдали тесты. При перевозке категории В выдвигается лишь требование о четких инструкциях относительно применения специальной упаковки — ее определения, обработки. Рекомендуется ознакомление их с требованиями ВОЗ в этой сфере, другими руководящими документами. Работники также должны знать, как устранить течь и защитить себя от контакта с такими веществами и последующего заражения.

Все участники транспортировки, особенно отправитель и перевозчик, должны четко придерживаться положений ДОПОГ и других инструкций, которые регламентируют перевозку инфекционных веществ. Аварии могут привести к ухудшению эпидемиологической ситуации на значительных территориях.