Классификация грузов: типы и виды перевозимого | svezem.ru

Классификация грузов: типы и виды перевозимого

Грузы — это любые объекты, которые перевозятся посредством транспорта. В зависимости от свойств и особенностей, их разделяют на виды. Перевозка различных грузов — организация, выбор транспортного средства, условий погрузки — зависит главным образом от классификации.

Характеристики

Перевозимые грузы имеют две основные характеристики — товарную и транспортную.

Товарная, или полная характеристика — это физико-химические свойства, условия хранения, масса (вес), габариты, объем. Сюда же относят тип упаковки, который используется для транспортировки, правила проведения погрузки и разгрузки.

Транспортная характеристика представляет собой набор товарных свойств, на основании которых определяются условия перемещения в транспорте.

Две указанные выше характеристики принципиально отличаются. При организации перевозки учитываются не все товарные свойства. Например, цвет редко имеет значение.

Отраслевой признак

В международной практике разделение проводится по отраслям. Типы и виды грузов поделены на одиннадцать групп:

  • Произведенные в сельском хозяйстве.
  • Полученные в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отрасли.
  • Руды металлические.
  • Продукция топливно-энергетической сферы.
  • Минсырье, минерально-строительные материалы, абразивы.
  • Продукция металлургии.
  • Товары металлообработки и машиностроения.
  • Продукты химической отрасли.
  • Пищевые, мясные, молочные, рыбные продукты.
  • Изделия легкой промышленности и полиграфии.
  • Остальные.

I–V разделы сформированы преимущественно по происхождению груза, VI-XI — это продукция обрабатывающего производства.

Этот способ классификации имеет определенные преимущества для организации грузоперевозок. Однако недостатком является то, что здесь не показаны связи между видами и методами организации перевозки. В частности, для разной продукции нередко используются одни и те же виды транспорта, методы организации работ. Поэтому такая классификация недостаточна, и возникает необходимость различать грузы по другим признакам, которые предъявляют более точные требования к перемещению и хранению.

По условиям учета

Согласно с этим признаком, грузы разделяют на товарные и нетоварные. К первой группе относят те, что в обязательном порядке подлежат складскому учету, на них оформляется товарно-транспортная накладная.

Ко второй группе, по классификации грузов, относят объекты, не имеющие товарной и другой ценности, не будут применяться в дальнейшем, к ним не выдвигаются требования по обязательной утилизации. Сюда относят бытовые отходы, снег, грунт и т. п.

По организационному признаку

Здесь имеется в виду используемая схема перевозок. Соответственно классификации различают такие автомобильные грузы:

  • Попутные. Эти грузы принимаются к перемещениюв точке отправления, если в кузове осталось место, или же транспортируются на промежуточной дистанции между двумя пунктами прямого рейса при достаточной грузоподъемности.
  • Обратные. Так называются грузы, которые перевозятся из конечного в отправной пункт. Благодаря этому повышается коэффициент использования пробега. Чтобы не возвращаться "порожняком", частоприбегают к помощи экспедиторов и транспортных брокеров.
  • Перевалочные (трансферные). В этом случае речь идет о интермодальных, мультимодальных (смешанных), унимодальных перевозках.
  • Сборные. Такие грузы перевозятся на одном транспортном средстве с отправлениями, предназначенными для других получателей.

Способы погрузки грузов

Классификация проводится и по способу погрузки на транспортное средство.

Навалочные и насыпные

Для транспортировки навалом не используется упаковка. Эти грузы легко переносят погрузку и разгрузку, не повреждаются при падении с высоты.

Так чаще всего перевозят растительное (копру, жмых) и минеральное сырье, а также каменные руды, уголь, сланец, промышленно переработанную продукцию — кокс, удобрения, стройматериалы — глину, песок и др.

Насыпным способом перевозят зерно, бобовые, масличные культуры и произведенную из них продукцию, которая не требует упаковки.

Для некоторых навалочных и насыпных грузов характерна усадка. Это происходит из-за того, что нижние слои сдавливаются. Так, при транспортировке зерна объем уменьшается даже на 8%.

Для перевозки навалочных и сыпучих товаров нередко используют самосвалы, благодаря которым выгрузка происходит максимально быстро.

Жидкие и наливные

Это грузы в жидком состоянии, не расфасованные в тару. Для их транспортировки используются цистерны, автомобили, оборудованные специальными емкостями. Таким образом перемещают химические, пищевые продукты, нефтепродукты. А поскольку они обладают разными свойствами, то и цистерны для них выпускают специальные. Так, нефтепродукты транспортируют в бензовозах, битум — в цистернах с подогревом, молоко — в термоизолированных бункерах.    

По условиям хранения и транспортирования

Транспортная классификация грузов разделяет их на обычные и специфические. К первому виду относят ту продукцию, сырье и вещества, для перевозки, складирования и операций погрузки-разгрузки которых не важны особые условия. Их разрешается перевозить даже в бортовом типе кузова.

Специфические грузы требуют более деликатного обращения на всех этапах работы.

Скоропортящиеся

Это товары, для транспортировки и хранения которых нужны особые условия. Они требуют соблюдения определенного уровня влажности, вентиляции, следования санитарным нормам и так далее. В большинстве случаев требования выдвигаются к температурному режиму в зависимости от состояния товара — охлаждаемое, охлажденное, глубокой заморозки.

К скоропортящемуся типу грузов относятся:

  • еда — молоко, рыба, мясо, плоды;
  • растения — рассада, саженцы;
  • продукты переработки пива, сусло;
  • медикаменты и биоматериалы.

Скоропортящуюся продукцию обычно перевозят в изотермах, рефрижераторах (холодильниках).

Опасные

Это одна из наиболее сложных в транспортировке категорий, представляющая разную опасность для человека и окружающей среды. Существует классификация грузов по ДОПОГ — международному документу, разработанному по инициативе ООН, по которому для каждой группы веществ предусмотрены свои правила транспортировки, ведения погрузочно-разгрузочных работ, маркировки, упаковки и др. в соответствии с вероятными рисками. Например, ядохимикаты и радиоактивные продукты — вредят здоровью при контакте; уголь, сера — легко воспламеняются; порох взрывоопасен. Поэтому от перевозчиков требуют неукоснительного соблюдения норм ДОПОГ. 

Живые

Прежде всего, к таким грузам относят сельскохозяйственных животных. Нередко возникает необходимость транспортировать птицу, рыбу и даже пчел. Лошадей, коров, коз и другой скот перевозят в скотовозах. Для более мелких видов используют клетки, ящики. Пчел транспортируют в ульях. Для таких перевозок разработаны санитарно-ветеринарные правила. 

Физический размер

По этому признаку различают негабаритные, тяжеловесные, легковесные.

Габаритные — это грузы, которые не нарушают ограничения на дорогах общего пользования, а именно:

  • ширина — до 2500 мм;
  • высота (с автомобилем) — 3700 мм, при примененииконтейнеров — до 4000 мм;
  • длина за границу заднего борта — до 2000 мм.

Крупногабаритные виды автомобильных грузов — те, у которых размер одного грузового места по параметрам высоты, ширины и длины не более 2500, 2000, 3000 мм соответственно. Термин «негабарит» применяется к таким предметам, при транспортировке которых размеры груженого автомобиля превышают установленные лимиты. В сфере грузовых перевозок применяется и такое понятие, как длинномеры. Это разновидность негабарита, который дает свес над задним бортом свыше 2000 мм. Такие перемещения по дорогам общего пользования допускаются только в случае, если груз нельзя разделить на части без риска того, что он будет поврежден. Для автомобильного транспорта тяжеловесными считаются изделия, конструкции, масса которых превышает 3000 кг.

Перевозят эту категорию по специальным нормам. Например, требуется получение, разрешение, и регламентируется многими правовыми актами. Для крупных и тяжелых видов транспортных грузов подбирают соответствующие автосредства — тралы, прицепы-тяжеловозы и т. п.

Термин «легковесные» применяется в отношении продукции и сырья массой не более 250 кг. К этой категории, например, относятся кожа, фанера, легкие запчасти к машинам, пакля и тому подобное.

Другие

Антисанитарными грузами считают пылящиеся продукты (цемент и другие). Если их транспортируют в открытых кузовах, то накрывают брезентом или рогожей. Однако лучше использовать специальные автомобили. К антисанитарным относят и ассенизационные продукты (отходы жизнедеятельности человека и животных, отходы из промышленных систем, отстойников, каналов).

Генеральные грузы, или штучные, представляют собой различные изделия, продукцию — технику, железобетонные конструкции, крупногабарит и другие. Они могут предъявляться к перевозке в упаковке или без, если это допускается нормативно-технической документацией. Они также классифицируются по тоннажу и габариту.

Мелкоштучные — это вид грузов, перевозимых автомобильным транспортом, которые легко отделяются друг от друга, но не погружаются навалом. В основном речь идет о продукции, которую выпускает пищевая, легкая, машиностроительная, химическая промышленность, о строительных материалах (например, кирпичах). При перевозке эти грузы укрупняются — формируются более крупные по массе, объему единицы, для чего их помещают в контейнеры, пакеты и др. Это позволяет снизить трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ.

Неправильная классификация, игнорирование характеристики грузов чревато убытками для его владельца и перевозчика. Кроме того, это может создать опасную ситуацию на дороге, вследствие чего пострадают другие водители и природа. Такой прецедент может быть создан, к примеру, при перевозке опасных веществ.