Контейнеры для автомобильных перевозок и их использование

Контейнеры — один из самых удобных видов тары в грузовых перевозках морскими и речными судами, железнодорожными составами, а также автомобилями. В частности, они гарантируют максимальную защиту от хищений имущества.

Особенности контейнерных перевозок

Контейнеры приобрели популярность после Второй мировой войны. В числе первых, кто стал использовать такую тару для транспортировки, были американцы. Первыми экземплярами были ящики из дерева. Конструкция представляла собой куб со стороной 6 футов. Изначально их использовали для доставки военных грузов. Первая контейнерная перевозка состоялась в 1956 году. Позже этот предмет стали применять в интермодальных схемах доставки.

Выделяют следующие достоинства транспортировки в контейнерах:

  • обеспечение сохранности груза даже при транзите, защита от хищений за счет закрытия и опломбирования;
  • экономия времени на перегрузке, поскольку перемещают всю тару;
  • минимальные затраты на обработку товаров.

При этом контейнерные перевозки имеют и недостатки, которых немного. В частности, это необходимость платить за аренду контейнера, что сказывается на стоимости доставки.

Типы контейнеров

Существует несколько типов контейнеров в зависимости от товаров, для которых они предназначаются:

  • Для обычных грузов, или general cargo — традиционно используются для сухих продуктов. Их задача — защищать от погодных условий, загрязнений. Имеют жесткие стены, крышу и пол, двери.
  • Для специальных грузов, или specific cargo — заполнение таких контейнеров может происходить даже при отсутствии дверей. Также они иногда применяются как вентиляционные шахты.
  • Закрытые вентилируемые модели, или Closed ventilated container — схожи с контейнерами для сухогрузов, но оборудованы системой вентиляции, которая бывает принудительной или механической. В такой таре перевозится продукция, которой вредна повышенная влажность, но при этом она должна быть закрыта со всех сторон.
  • С верхним открытием, или Open top container — конструкционно напоминает обычный тип тары, но без жесткой крыши. Этот конструктивный элемент может быть съемным, изготавливаться из пластика, тента и других подобных материалов. В таком контейнере перевозятся грузы, которые из-за значительных размеров не могут быть загружены через двери. Это машины, листовое стекло, длинномерные предметы.
  • Открытая платформа, или Flat Rack — этот тип контейнеров сильно отличается от остальных тем, что из всех элементов у него присутствует только дно. К нему присоединяютсяверхние и нижние фитинги. Угловые крепежи служат для фиксации перевозимого и самого контейнера. Используются такие модели для крупных и тяжелых предметов — например, бревен, различной техники. Перевозка автомобильным транспортом обычно проводится по правилам перемещения негабаритных грузов.

В автомобильных перевозках востребованы и другие контейнеры — для продуктов, более требовательных к внешним условиям.  

Термоконтейнеры, рефконтейнеры (Thermal container, reefer)

Внутри тары находится рефрижераторная установка, которая поддерживает температуру воздуха на заданном уровне. Диапазон довольно широк — от –25 до +25 °С. Это позволяет транспортировать продукцию, для которой важен тепловой режим, в частности, медицинские препараты, продукты питания и другие.

Внутреннее пространство рефконтейнеров делится на два отсека — для перевозимого груза и тот, в котором находится рефрижераторная аппаратура. Корпус состоит из сэндвич-панелей, которые обеспечивают термосберегающие свойства. Двери, которые также изготавливают из термоизоляционных материалов, герметично запираются.

Принцип работы термоконтейнеров следующий. Из отсека, где установлены холодильные установки, воздух нужной температуры поступает в камеру с грузом, а затем, сделав круг, возвращается для повторного нагревания или охлаждения.

Танк-контейнеры, или наливные (Tank container)

Основной элемент — это цистерны для жидких продуктов и сжиженных газов. Тара состоит из каркаса и самой емкости. Обычно перевозка в таких посудинах происходит по схеме «от двери до двери», исключая промежуточный перелив. Благодаря этому грузы доставляются с минимальными потерями, а перевозка является безопасной. Достоинство такой тары — быстрая перевалка с одного вида транспорта на другой.

Танк-контейнеры производят с учетом требований к условиям хранения и перевозки таких грузов. Так, для скоропортящихся и других продуктов, которые требуют поддержания определенного уровня тепла, выпускаются модели с термоизоляцией, паровой рубашкой, термометрами. Для транспортировки химических веществ внутреннюю поверхность резервуара покрывают специальными составами. При необходимости на корпусе размещают дополнительное оборудование — лестницы, дорожки и т. д.

Т-флекситанки (T-flex) и мягкие контейнеры

Так называют многослойные мешки одноразового применения объемом от 16 тыс. литров. В них перевозят наливные и жидкие продукты — пищевые (соки, концентраты, вино, патоку и др.) и непищевые (смазочные материалы, смолы, моющие средства и др.). Однако такая тара не используется под опасные грузы.

Т-флекситанки обычно устанавливают в стандартный контейнер 20’ и идеально сочетаются с полуприцепами. Сначала мешок помещают внутрь тары, а потом наполняют грузом, подлежащим перевозке.

Такие упаковочные изделия имеют ряд преимуществ:

  • используется все полезное внутреннее пространство контейнера, чего не происходит при транспортировании аналогичных грузов в барабанах, бочках и другой посуде (до 50% экономии пространства);
  • нет необходимости возвращать и мыть тару;
  • меньше потерь при выгрузке;
  • снижение рисков по загрязнению окружающей среды.

Это сказывается на конечной стоимости услуги. После использования тара утилизируется. Под низ подкладывают картонную подстилку. Установить такой «вкладыш» к контейнеру два человека могут всего за 10 минут.

Вместе с тем применение флекситанков имеет и недостатки. Например, нельзя превышать скоростной режим во избежание повреждения, не допускается и их перегрузка.

Ассортимент мягких контейнеров не ограничивается Т-флекситанками. Популярными становятся биг-бэги (Big Bag), МКР и другие. Они представляют собой крупногабаритную упаковку, в которой перевозится и может длительное время храниться сыпучая продукция. Создаются модели из антистатических материалов, которые не меняют своей формы после загрузки.

Обозначения типов тары

Чтобы контейнеры при перевозке автомобильным транспортом было легко идентифицировать, для них разработали групповые коды, которые представляют собой комбинацию буквенных символов. На таре можно встретить такие обозначения:

  • GP — общего назначения, без вентиляции. Разновидности этого типа HC— тот же с увеличенной высотой, PW — расширенный;
  • RE, RT, RS — рефрижераторы;
  • HI, HR — изолированный;
  • VH — с вентиляцией;
  • UT — с открывающимся верхом, OT— брезентовая и HT — металлическая крыша;
  • PL, PF, PC, PS — платформа;
  • TN, TG, TD — танк для жидкостей;
  • BU, BK — для сыпучих продуктов;
  • SN — тара специального назначения.

Основные параметры контейнеров

Максимальная масса брутто и грузоподъемность — вторые по важности характеристики, которые берутся во внимание. Масса брутто — это суммарная масса контейнера, включая его постоянное оборудование, и груза, который допускается к перевозке в этой таре.
По показателю грузоподъемности различают три вида контейнеров:

  • малотоннажные — до 2,5 т;
  • среднетоннажные — до 10 т;
  • большегрузные — более 10 т.

Диапазон грузоподъемности для автомашин — от 0,625 до 20 т.

При выборе контейнеров для автомобильных перевозок обращают внимание на следующие размеры:

  • габаритные;
  • положение отверстий на угловых фитингах;
  • дверного проема;
  • люков или горловин на специализированных моделях.

Измерение контейнерного грузопотока

Для этого применяются особые единицы измерения, которые называются двадцатифутовый эквивалент (Twenty-foot Equivalent Unit, TEU) или сорокафутовый эквивалент (Fourty-foot Equivalent Unit, FEU), равный двум двадцатифутовым.

TEU — неточная единица, она зависит от габаритов тары. Поэтому ее фактический объем составляет от 19 до 43 м3, наибольшая масса контейнера с грузом — 24 тонны, без тары — 21,6 тонны.

Правила перевозки в контейнерах

Перевозка тяжелых контейнеров автомобильным транспортом осуществляется по правилам транспортировки негабаритных грузов. Это касается контейнеровозов, чей размер превышает такие показатели:

  • длина — 22 м;
  • ширина — 2,6 м;
  • высота — 4,35 м.

Разрешенный вес автопоезда — 40 тонн.

Чтобы тара надежно защищала помещенный в нее продукт, следует придерживаться определенных правил.

  • Груз предварительно упаковывают (если в этом есть необходимость) или помещают в легкую тару, которая должна быть такой, чтобы не повредила внутреннюю поверхность контейнера.
  • Разные по весу и размеру грузы располагают в одном контейнере по такой схеме: самые тяжелые и крупные упаковки ставят в центре, легкие — по краям. В таком случае крепление каждой единицы производится отдельно.
  • Не допускается размещение тяжелых и крупных грузов на легкие и более мелкие соответственно.
  • С помощью такелажных укреплений или изоляционных материалов (пенопласта, резиновых прокладок, обычной бумаги) груз внутри фиксируют, чтобы он не передвигался при перевозке.
  • Погрузку проводят в горизонтально расположенный и устойчивый контейнер, содержимоераспределяют равномерно по всей поверхности пола. При перегрузе с одной из сторон возможна поломка конструктивных элементов тары.
  • Между грузом и дверью оставляют свободное место, чтобы избежать давления на эту часть конструкции.
  • Зазор между стенками контейнера и штабелями составляет не более 20 мм. Если свободного пространства больше, его заполняют брусками, надувными подушками, другими подобными материалами.
  • Запрещено прибивать груз — с упаковкой или без нее — к полу контейнера гвоздями. Для этого используют крепежи, другие фиксирующие материалы — распорные рамки, бруски, цепи и т. д.
  • Вес загружаемого должен соответствовать грузоподъемности контейнера.
  • Груз внутри тарыперемещают аккуратно, не допуская волочения, кантования.

Контейнеры загружаются только в случае, если они чистые, сухие, без посторонних запахов и в исправном состоянии. Любые перевозки запрещены в неисправной таре.

После завершения загрузки контейнеры опломбируются. К ручке прикрепляют бирку, на которой указываются пункты отправления и назначения, название получателя груза. На каждый груженый контейнер оформляют сопроводительные документы, в которых содержатся такие сведения:

  • описание груза;
  • количество грузовых мест и стоимость каждого;
  • подпись и печать ответственного за отправление.

Для погрузки контейнера и снятия его с транспортного средства обычно используют краны.

Водитель или экспедитор осматривает груз, принятый к перевозке. Проверяется наличие пломб, отсутствие повреждений на таре, документальное оформление. Если замечаний нет, товар принимают к перевозке. Второй раз визуальный осмотр проводится получателем в момент доставки. Если он обнаружил недостачу, повреждения на пломбах или на самой таре, ответственность несет водитель при условии, что он не смог доказать своей невиновности.

Если придерживаться правил перевозки контейнеров автомобильным транспортом, в выигрыше остаются все — автотранспортная компания, отправитель и получатель груза.