Квалификационная подготовка по организации автомобильных перевозок

Эффективность и безопасность грузов автотранспортом во многом зависит от лиц, которые осуществляют ею управление. Поэтому нормативной базой предусмотрены требования относительно квалификации, аттестации специалистов. В частности, они отображаются в Приказе Минтранса № 287 от 2015 года.

Аттестация

Руководство и специалисты автотранспортных организаций аттестуются раз в пять лет. Процедуре в некоторых случаях предстоят повышение квалификации, переквалификации в специальных образовательных учреждениях.

Иногда проверка проводится досрочно. Поводом для этого являются: 

  • значительные нарушения законов, инструкций, других актов в сфере безопасной эксплуатации автомобилей на предприятии;
  • ДТП с тяжелыми последствиями.

Аттестацию проводят специальные комиссии при региональных или других органах государственной власти. При их отсутствии задача возлагается на учреждения, проводящие лицензирование автоперевозок.

Если претендент получил удовлетворительную оценку, то считают, что он соответствует занимаемой должности. Это отображается в аттестационном листе, который вкладывают в личное дело такого сотрудника. При успешной сдаче выпускного теста выдают удостоверение по организации перевозок автомобильным транспортом.

Специалисты, которые должны пройти обучение и аттестацию

Квалификационные требования предъявляются к таким профессиям:

  • ответственный за обеспечение БДД;
  • диспетчер;
  • контроллер техсостояния;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Далее — о главных требованиях, предъявляемых к лицам, ответственным за организацию автомобильных перевозок.

Сотрудник, ответственный за безопасность на дороге

От сотрудника на этой должности требуют знаний:

  • нормативных актовпо БДД, перевозки грузов, производственной санитарии, трудового права, в сфере ОТ и противопожарной защиты;
  • главных конструктивных и эксплуатационных особенностей автотранспорта, задействованного в перевозках;
  • методов учета, анализа, планирования грузоперевозок;
  • порядка организации грузовых перевозок, труда водителей и других сотрудников, задействованных в такой деятельности;
  • как разрабатываются, утверждаются планы хозяйственной деятельности.

Задачи, которые возлагаются на ответственного по предприятию за организацию перевозок автомобильным транспортом:

  • разработка, проведение, контроль выполнения профилактических мероприятий по ДТП;
  • анализ причин, обстоятельств ДПТ и несоблюдения ПДД, сверка данных с ГИБДД;
  • самостоятельная или коллективная разработка проектов нормативных документов для отдельно взятого предприятия относительно БДД, в том числе при перемещении негабаритных предметов;
  • пропаганда БДД;
  • контроль работы водителей в части допуска их к управлению автотранспортом в соответствии с присвоенной категорией, прохождение медосмотра и соблюдение очередности труда и отдыха, инструктаж;
  • организация стажировки;
  • работакласса БДД согласно плану, утвержденному руководством предприятия.

На такую должность принимают без опыта, с документом о высшем образовании по специальностям раздела 23.00.00, прошедшего аттестацию. Должность также могут занимать специалисты с высшим образованием по другим направлениям подготовки, но прошедшие переподготовку по профессии, квалификационную подготовку по организации перевозок автомобильным транспортом и прошедшие соответствующую аттестацию.

Стандарты для диспетчеров

Диспетчер должен быть ознакомлен с нормативными актами по транспортному и трудовому законодательству, правилами и предписаниями по ОП и ТБ, оперативного управления автотранспортом. Такой специалист обязан знать:

  • основы экономической науки;
  • порядок выдачи и оформления путевого листа, других учетных документов;
  • расписания рейсов, рабочие графики водителей, тарифы, маршрутную сеть;
  • расстояния, дорожные условия, местонахождение остановочных пунктов.

Диспетчер также должен овладеть рядом умений, которые необходимы для правильной организации грузоперевозок. В частности, это:

  • снижение рисков во время передвижения транспорта по дорогам;
  • инструктирование экипажа об особенностях и условиях транспортировки;
  • обеспечение взаимодействия между участниками перевозки;
  • заполнение путевых листов и остальных документов, требуемых для сопровождения перевозочного процесса, проверка оформления;
  • оперативный учет и составление сводок;
  • выдача плановых заданий;
  • контроль за механизмами, задействованными на погрузке и разгрузке, за состоянием путей для подъезда автомобилей;
  • соблюдение водителями дисциплины;
  • организация технической помощи экипажу состава, осуществляющему рейс.

Диспетчером принимают соискателя на должность с документом о среднем профессиональном образовании, подготовленные по одной из специальностей из направления 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». При наличии диплома равносильного уровня, но в другой сфере, требуется переподготовка. Если студент усвоил программу, ему выдается диплом, подтверждающий квалификацию диспетчера автотранспорта. При этом стаж не важен.

Нормы для контролера технического состояния на АТП

Контролер обязан знать:

  • положения закона по техобслуживанию и ремонту ТС, по безопасной езде;
  • устройство и конструктивные особенности, назначение, правила использования автомобилей и прицепов;
  • требования к автопарку;
  • основные законы, касающиеся управления ТС, трудовыми ресурсами.

Контролером назначают претендента с дипломом о среднем профессиональном образовании по специальности «Техобслуживание и ремонт автотранспорта», или при подготовке по направлению 23.00.00. В первом случае нет требований относительно стажа, во втором необходим опыт в данной отрасли не меньше года. На работу также принимают специалистов, которые не обучались по направлениям, отличным от 23.00.00, но прошли профессиональную переподготовку, получили квалификацию контроллера техсостояния АТС.

Консультант по перевозке опасных продуктов и веществ

Консультант, задействованный в подготовке и организации перевозок опасных продуктов автомобильным транспортом, обязан знать:

  • причины и результаты аварий при перемещении автотранспортом опасных грузов;
  • нормы национального законодательства, соглашений между разными странами в этой сфере;
  • классификацию таких грузов;
  • требования к пакованию, маркированию, документации;
  • способы отправки и введенные ограничения;
  • требования к совместной погрузке, укладке, очистке транспорта и тары;
  • требования к водительскому составу;
  • содержание инструкций;
  • требования к хранению автомобильного парка на стоянке.

Что должен уметь консультант по ОГ:

  • выполнять процедуры в соответствии с правиламиопределения ОГ;
  • обеспечивать соответствие ТС таким перевозкам;
  • контролировать погрузку и разгрузку;
  • проверять и подготавливать сотрудников, задействованных в погрузке, разгрузке, транспортировке, проводить инструктажи;
  • срочно принимать меры для устранения последствий угрожающих окружающей среде и людям ситуаций;
  • расследовать аварии и другие ЧП;
  • разрабатывать план обеспечения безопасности транспортировки ОГ;
  • составлять отчеты.

К уровню и направлению образования специалиста выдвигаются такие требования:

  • высшее образование по направлению 23.00.00, свидетельство установленной формы, подтверждающее подготовку консультанта по ОГ;
  • или высшее образование с освоением программы по иным направлениям, диплом о профподготовке соответствующей квалификации, свидетельства о подготовке консультанта;
  • или среднее профобразование по специальностям 23.00.00, свидетельство о подготовке консультанта;
  • или среднее профессиональное образование по остальным направлениям, диплом о переподготовке, свидетельства о подготовке консультанта.

Со средним профессиональным образованием на должность берут с опытом работы в этой сфере три года и более.