Механизмы, инструменты и машины для такелажных работ

Механизмы, инструменты и машины для такелажных работ

Для проведения такелажных работ используется много оборудования. Это крепежи, грузозахватные конструкции, тележки, краны.

Материалы

Такелажные крепления — это элементы, которые широко используются при транспортировке крупных грузов. Их ассортимент довольно велик. Сюда относятся:

  • крюки и гаки — изделия из металла, напоминающие полумесяца, к которым цепляют груз (бывают одно- и двурогими);
  • различные карабины — соединительные звенья между двумя предметами с петлями;
  • гайки и болты с кольцом — в отличие от привычных строительных крепежей, изделия снабжены кольцами, в которые продевают тросы, цепи;
  • коуш — оправка в виде капли или треугольника, имеющая снаружи желоб для троса, который она защищает от излома и истирания;
  • талреп (стяжка) — устройство, которым стягивают или выбирают слабину кабелей, такелажа;
  • зажимы для тросов — формируют надежное соединение;
  • скобы — используются, в частности, для соединения разных частей такелажа между собой.

Одним из основных элементов, необходимых для ведения подъемных работ, является канат. Такие изделия изготовляют из стали, растительного сырья — джута, пеньки, кокоса, хлопка, банановых пальм и др., синтетических нитей — например, полипропиленовых. Встречаются варианты из нескольких видов волокон — комбинированные.

Канат выбирают с учетом условий, в которых его планируют использовать. При этом обращают внимание и на свивку — одинарную, двойную или тройную, материал, из которого изготовлен сердечник. Основные характеристики указываются на ярлыке изделия.

Устройства для такелажных работ

Для подъема тяжелых грузов используется немало механизмов, которые помогают свести к минимуму применение людской силы.

Грузозахватные приспособления для такелажных работ

Без таких приспособлений подъем грузов невозможен. Их различают по назначению, форме, массе перемещаемых предметов:

  • поддерживающие — сих помощью зацепляют тяжести (подхваты, траверсы, стропы);
  • зажимные — с ними зажимают поднимаемые предметы, которые удерживаются благодаря силе трения; бывают клещевыми, фрикционными, эксцентриковыми;
  • притягивающие — притягиваются к поднимающему устройству за счет магнитного или электромагнитного поля, вакуума;
  • зачерпывающие — груз размещается внутри таких инструментов; они бывают грейферными, ковшовыми, совковыми.

Лебедки и тали

Это приспособление, которое перемещает грузы при помощи тяговой цепи или каната (цепные и канатные). Оно состоит из барабана, на который наматывается трос, и передачи, предназначенной для уменьшения нагрузки. Эта установка крепится на специальной раме. Почти в каждой модели есть храповик, который останавливает движение троса в нужный момент.

Лебедки бывают ручными и электрическими. В последнем случае как источник энергии применяется бензиновый двигатель. Различают также неподвижные (закрепленные к конструктивным элементам здания или сооружения) и мобильные (устанавливаются на тележках) модели. Они могут содержать один или более барабанов, которые, в свою очередь, бывают гладкими, фрикционными, нарезными.

Таль — механизм, который по устройству напоминает лебедку, и используется с той же целью. Оборудование оснащается крюковой подвеской и часто — монорельсом. Однако не все тали перемещаются по горизонтали.

Особенности конструкции влияют на принцип работы. Когда задействуют таль, груз подвешивается на крюк и поднимается. При перемещении по горизонтали его сначала поднимают, а потом передвигают по монорельсу. Лебедка позволяет подтянуть предмет к определенной точке в вертикальном или горизонтальном направлении. Для этого, как при работе с талью, не нужно приподнимать груз.

Полиспаст

Это приспособление, состоящее из шкива — металлического колеса с желобом и гибкой связи. В качестве последней используют трос, канат, цепи. Плавное движение обеспечивают роликовые подшипники. Один шкив — это блок. В конструкции полиспастов их несколько. В составе механизма блоки закрепляют жестко или подвижно (по ходу работы они меняют положение).

Работает полиспаст как рычаг, уменьшая усилие, которое необходимо приложить для поднятия тяжестей. Рычагом в этом случае выступает трос. По количеству блоков узнают, во сколько раз меньше усилий нужно приложить для перемещения груза. Два шкива — двухкратный выигрыш, три — трехкратный и так далее.

По сложности конструкции полиспасты разделяют на простые, сложные и комплексные. В зависимости от задачи, которую следует выполнить, они бывают силовыми и скоростными.

Полиспасты — часть подъемных механизмов и вылета стрелы кранов и такелажных приспособлений. Самостоятельно их применяют для перемещения шлюпок, других небольших грузов, которые перевозят в том числе и автомобильным транспортом.

Домкрат

Этот механизм служит для подъема груза, который опирается на него. Обычный простой домкрат состоит из подвижной полосы с насеченными зубьями, захватываемой шестерней, которую вращают при помощи рукоятки. Составляющие участи укрепляются в тумбе. Она упирается в землю. Когда вращают рукоятку, зубчатка перемещается вверх и поднимает тяжесть. Опускание полосы невозможно, пока в нее упирается собачка, фиксирующая механизм в нужном положении.

Существуют и более совершенные модели домкратов. Они бывают реечными, винтовыми, гидравлическими, пневматическими. Критериями для выбора этого инструмента для такелажных работ являются:

  • грузоподъемность;
  • высота, на которую поднимается груз;
  • высота подхвата.

Такелажные тележки

Тележки служат для перемещения тяжелых грузов по рабочей площадке, до места погрузки или с разгружаемого автомобиля на склад.

Эти устройства состоят из нескольких частей:

  • рабочая поверхность, выполненная в виде вил или платформы, на которую ставят груз;
  • роликовые колеса, количество которых отличается в зависимости от модели;
  • ручка, предназначенная для того, чтобы оператор «рулил» транспортным средством;
  • тормоза, упрощающие передвижение грузов по наклонным поверхностям и исключающие самовольное перемещение без контроля обслуживающего персонала;
  • гидравлическая система — устанавливается на моделях, которые также предназначены для подъема грузов.

Тележки представлены в огромном разнообразии, например:

  • с поворотными и неповоротными роликами — первые обладают большей устойчивостью, вторые — маневренные;
  • с функцией подъема — позволяют поднимать тяжести на малуювысоту;
  • самоходные— помогают автоматизировать производственные процессы на складах с большим грузопотоком.

Некоторые модели перевозят грузы весом до 32 тонн.

Лом такелажный

Этот инструмент помогает оторвать от пола и поднимать на незначительную высоту предметы с низким профилем. Устройство оснащено опорными роликами, которые позволяют также передвинуть груз на небольшое расстояние, установить его на такелажную платформу.

Такелажные платформы

Эту разновидность оборудования еще называют подкатными опорами. Это стальная транспортировочная конструкция, на которой транспортируют особо тяжелые установки. Одним из приемов такелажных работ является использование нескольких таких платформ, когда речь идет о перемещении крупногабаритных грузов. Для удобства транспортировки платформы оснащены ручками для захвата.

Подъемные машины

При передвижении тяжеловесных и крупногабаритных грузов прибегают к помощи подъемных кранов. Они отличаются друг от друга по конструкции, что определяет и место их применения.

Портальные

Они бывают монтажными, перегрузочными, доковыми, и состоят из поворотной стрелы. Это оборудование базируется на портале, который передвигается по подкрановым путям. Кран устанавливается на полупортал, который делает возможным проезд транспорта. Эти машины имеют узкую специализацию и используются преимущественно в портах для строительства гидротехнических сооружений.

Мостовые

Это конструкция, где главный элемент — опорный или подвесной мост. В качестве опоры выступает крановый путь. Грузовая тележка перемещается по мосту. Захватный элемент — крюк, грейфер или магнит. Рельсы прокладывают по стенам или эстакадам вне здания. Достоинством такого оборудования является то, что основная площадка остается свободной. Используют такие механизмы в закрытых помещениях или под навесом.

Мостовые краны бывают одно- и двухбалочными. Первые выгоднее использовать, когда важна маневренность машины. Самый распространенный вид этого механизма — кран-балка. Она перемещает грузы в вертикальном и горизонтальном направлении.

Консольные

Такие краны конструируют настенно-консольными и колонными. Первый тип подъемной машины представляет собой ферму для передвижения настенной тележки с лебедкой. Используется такое оборудование в небольших цехах, часто — вместе с мостовыми кранами. В колонных моделях настенную ферму заменяет стационарная колонна.

Козловые

В том случае конструкция упирается опорными балками в крановой путь, который чаще прокладывают на открытых площадках. Краны применяют для обслуживания складских помещений, штучных грузов, контейнерных перевозок.

Штабелеры

Внешне они напоминают балку. Из конструкционных особенностей отмечается применение вилочного штабелера вместо тали. Эти механизмы удобнее погрузчиков, поскольку способны передвигаться в узком пространстве.

Порядок выполнения работ с подъемными кранами

Выполнение погрузки и разгрузки с использованием подъемных машин включает несколько этапов:

  • кран перемещают и ставят в рабочее положение (устанавливают на выносные опоры);
  • устраивают зону безопасности в месте погрузки-разгрузки;
  • поверяют исправность такелажных инструментов, приспособлений, механизмов;
  • осматривают и выполняют строповку перемещаемого груза, закрепляют оттяжки у длинномерных предметов;
  • проводятнеобходимые действия по сигналам;
  • расстроповывают грузы, снимают оттяжки.

Работы осуществляют в соответствии с установленными правилами, технологическими схемами операций, разработанными на основании ГОСТ 12.3.009.

Адекватный выбор инструментов и механизмов ускоряет ход такелажных работ и позволяет правильно распределять ресурсы. Это также является гарантией сохранности груза и здоровья рабочих.