Об автомобильных перевозках различных видов топлива

Нефтепродукты характеризуются рядом опасных свойств. Поэтому обращение с ними должно происходить с соблюдением мер предосторожности. Вероятность ЧП взрастает во время транспортировки. Поэтому тщательное изучение, соблюдение правил и инструкций при перевозке бензина и других производных нефти автомобильным транспортом является приоритетом как для каждой компании, предоставляющей подобную услугу, так и для обычных водителей.

Опасные свойства нефтепродуктов

Продукция, производимая из нефти, отличается способностью к самовозгоранию, которое происходит при окислении вещества, то есть контакта с водородом. Больше других склонны к такому проявлению смазочные масла.

Нефтепродукты отличаются токсичностью, уровень которой зависит от температуры кипения. Самыми вредными для здоровья человека считаются те, у которых этот показатель от 150 до 275 °C. В частности, это соединения углеводорода с сероводородом. Нефтепродукты оказывают негативное влияние на кожу человека, сердечно-сосудистую, кровяную систему, а их пары производят наркотическое действие.

Горючие, смазочные материалы опасны и для окружающей среды и входят в число самых вредных загрязнителей. Так, всего литр нефтепродуктов вызывает гибель морских жителей в 40 тыс. л воды. Происходит это из-за образования на поверхности тончайшей пленки, которая со временем частично испаряется, а часть оседает на дне водоема.

По этой причине нефть и продукты ее переработки относят к опасным грузам третьего класса. Поэтому транспортировка таких веществ происходит в соответствии с правилами ДОПОГ.

Все нефтепродукты делятся на пять групп:

  • светлые (дизтопливо, керосин, топливо для реактивных двигателей);
  • темные (моторное топливо, мазут);
  • бензин;
  • масла (трансформаторные, консистентные смазкии т. п.).

Одна из главных характеристик, которая учитывается в выборе условий транспортировки нефтепродуктов — температура вспышки. Она указывает, при какой температуре пары с воздухом образуют смесь, которая воспламеняется при поднесении открытого огня. В связи с этим их подразделяют на такие категории:

  • легковоспламеняющиеся, или летучие — до 60 °С;
  • горючие, или нелетучие — выше 60 °C.

У авиационного и автомобильного бензина температура вспышки составляет -34 и -36 °C. При наливе продукта окружающий воздух должен быть минимум на 5 °C ниже температуры вспышки.

Правила перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

Для перемещения в ТС продуктов, произведенных из нефти, водители обязаны обучаться на курсах, после которых выдается свидетельство. Допуск автомобиля для перевозки дизельного топлива и иных нефтепродуктов оформляется по результатам технического освидетельствования.

Перед погрузкой транспортное средство осматривают на предмет повреждений, дефектов. При их выявлении сначала проводят ремонтно-восстановительные работы и лишь потом наполняют.

Для перевозки нефтепродуктов третьего класса опасности используются автомашины, дополненные приборами дистанционным и прямым размыканием электроцепей от аккумулятора. Один из них устанавливают в водительской кабине, другой — снаружи.

Автомобиль комплектуют оборудованием для пожаротушения. Обязательной является надпись «Огнеопасно». Совершая рейс, включают проблесковые маячки, что извещает других участников дорожного движения о потенциальной опасности. В красный цвет окрашивают такие детали, как клапаны, разрывные мембраны, запорную аппаратуру, заглушки.

К кузову предъявляются следующие требования:

  • отсутствие щелей;
  • расстояния между кабиной и кузовом не меньше 150 мм;
  • для отделки используются материалы, не образующие искр.

Автомобили, которые перевозят продукты третьего класса опасности, оборудуются устройствами, отводящими статическое электричество, а именно:

  • заземляющая цепочка из не производящих искр материалов, которую может заменить лента из резины с электропроводящими свойствами (эти элементы крепятся к цистерне и касаются земли);
  • розетка с защитным кожухом, электропроводом сообщающаяся с цистерной;
  • гибкий многожильный провод с сечением 2,5 мм2 и длиной от 20 м, на концах — двухполюсные вилки, в пунктах погрузки и выгрузки подключается к заземлительному контуру;
  • металлический трос от 7 м с клином от 0,5 м.

Комплектация транспортного средства должна предусматривать лопату, топор, кошму 1,5х1,5 м, емкость с сухим песком в количестве не меньше 25 кг.

Требования к таре

Перевозка осуществляется тарным и бестарным способом (наливом) с использованием цистерн или ISO-контейнеров. Цистерны оборудуют патрубком, через который производят заливку продукта, дыхательным клапаном для поддержки давления на необходимом уровне, указателем уровня, задвижкой для слива, шлангом, механическим насосом.

Важно заранее согласовать маршрут с владельцами автомобильных дорог и получить разрешение.

Светлые нефтепродукты отличает малая плотность и вязкость. Это прозрачные жидкости, которые содержат минимальное количество нефтяных фракций. Они не требуют какого-то особого температурного режима. Для перевозки используют облегченные автоцистерны из широкого спектра материалов — металлов и их сплавов (нержавеющей стали, алюминия), пластика. Чтобы удешевить процесс, применяют многосекционную тару.

Масла перевозят в автомаслозаправщиках. Чтобы поддерживать необходимый уровень вязкости, транспорт оснащают подогревателями.

Мазеобразные и твердые продукты могут быть упакованы в картонные навивные барабаны с полиэтиленовыми вкладышами. Это условие действительно, если температура каплеобразования не превышает 50 °C.

Другие нормы

При погрузке надо следить за тем, чтобы на таре были соответствующие бирки, надписи.

Согласно правилам перевозки ГСМ автомобильным транспортом, при пролитии на пол содержимого емкостей пятно посыпают опилками или песком, а после впитывания убирают мусор в специальный ящик, дополненный плотно закрывающейся крышкой. Потом протирают поверхность сухой ветошью.

Каждую цистерну оборудуют приспособлениями для пломбирования запорной арматуры. Сверху наносят предостережение: «При наливе и сливе автоцистерна должна быть заземлена». Раздаточные краны, сливные патрубки зачехляют и закрывают заглушками.

Все люки, запорные детали, другие конструктивные элементы как в емкости, так и в кабине водителя, должны быть в исправном состоянии, без усилий закрываться и отпираться. Повреждения рукавов недопустимы. Дыхательный клапан надлежит вовремя чистить от грязи, пыли.

Чтобы снизить вероятность загрязнения окружающей среды, рекомендуется использовать диски-отражатели, системы размыва, механизированные средства зачистки емкостей, установки подогрева и слива продуктов с повышенной вязкостью.

Погрузка и разгрузка

На этом этапе стараются максимально задействовать технику, которая уменьшит контакт человека с опасными субстанциями. Если операции выполняются вручную, то грузчикам запрещено переносить емкость с нефтепродуктами на плечах, перед собой, ронять их или волочить.

Работы выполняются в светлое время суток. Ночью разгрузку и погрузку разрешено проводить, но только при условии достаточной освещенности площадок взрывобезопасными осветительными приборами. Предпринимаются все меры, не допускающие разлив груза из посудины. Для осмотра используют только взрывобезопасные фонари.

Налив и слив цистерн проводится при помощи средств механизации на складах отправителей и получателей. Люки, крышки, колпаки тары, емкостей, открываются с наветренной стороны. Они должны быть изготовлены из материалов, которые не искрят. При загрузке тарной продукции работы проводят с рамп или специальных площадок.

Если нефтепродукты разливаются по небольшим емкостям, то они перетаскиваются на носилках со специальными гнездами или перевозятся на предназначенных для этого тележках. Разбирают упаковки так, чтобы исключить падение.

При возникновении риска аварий работы приостанавливают и извещают об этом руководство. Далее действуют согласно плану ликвидации подобных ситуаций.

Заполнение тары составляет 100% для вязких, твердых составов, не больше 95% объема — для жидких, если нет других рекомендаций.

При выполнении таких работ сотрудники должны использовать изделия индивидуальной защиты, введенные отраслевыми нормами.

Маркировка, документация

К размещению на транспортное средство принимаются только грузы, имеющие все отметки, предписанные нормами перевозки ОГ. Также к ним должны прилагаться сертификаты, в которых описываются меры безопасности. Выгрузка и погрузка без соответствующей документации и маркировки недопустима.

На упаковку с продуктом наносят следующую информацию:

  • наименование, марку;
  • стандарт;
  • логотип изготовителя или названиенефтебазы;
  • нетто или объем;
  • дату изготовления;
  • номер партии;
  • надпись «Огнеопасно», для токсичных— «Яд».

Аналогичную надпись делают на каждой единице транспортной тары с тем лишь исключением, что указывают не только массу нетто, но и брутто.

Если надпись невозможно выполнить, то крепят ярлык или этикетку с необходимой информацией. На таре же при помощи трафарета или штампа наносят наименование продукции и дату изготовления. Используемая для этого краска должна быть устойчивой к воздействию нефтепродуктов и воды.

Если транспортируются битум в бумажных мешках партиями величиной автомашины или прицепа, то маркируют один из 6–12 мешков. В разовой таре массу нетто и брутто допускается не указывать.

На транспортной таре размещают манипуляционные знаки в соответствии с ГОСТ 14192 и маркировку об опасности содержимого по ГОСТ 19433.

На бензовозе вывешивают знак, информирующий об опасности для окружающей среды. Его располагают по бокам и на заднем торце автомобиля. Если такое изображение отсутствует, то водитель и его работодатель несут ответственность в соответствии с КоАП (ст. 12.21.2 ч. 2).

В сопровождающей документации запрещено сокращать название этилированных сортов бензина. На каждую партию выдаются сертификаты, подтверждающие качество.

Перевозка топлива личным транспортом

Нередко возникает потребность перевезти нефтепродукты для приватного использования. Каким же должно быть количество, чтобы у работников ГИБДД не возникло претензий из-за невыполнения требований ДОПОГ?

По правилам перевозки топлива автомобильным транспортом, водитель без соблюдения особых требований может транспортировать:

  • дизельное топливо (№ ООН 1202) — до 1 тыс.л;
  • бензин моторный (№ ООН 1203) — до 333 л.

Помимо того, в переносной посуде разрешается транспортировать дополнительно по 60 л этих продуктов. При этом не учитывается топливо, залитое в бак. Хоть многие эксперты утверждают, что здесь речь идет не о частном транспорте, а о ТС, принадлежащих индивидуальным предпринимателям и организациям, ГИБДД зачастую не обращает внимания на принадлежность.

При нарушении правил транспортировки создается риск для возгорания опасного груза. Помимо того, при вдыхании испарений возможно отравление людей. Также не стоит забывать, что нефтепродукты при неправильном обращении загрязняют окружающую среду, что сказывается на состоянии экосистемы и влияет на здоровье человека.