Перевозка бетона с сохранением качества стройматериала

Перевозка бетона — задача, требующая специального транспорта и знания технологии всех процессов, что поможет сохранить свойства строительной смеси. Использование некачественного продукта чревато уменьшением прочности зданий и сооружений, сокращением их срока службы и аварийными ситуациями.

Причины снижения качества 

Бетонные смеси бывают:

  • готовыми к употреблению (БСГ);
  • сухими (БСС).

Выделяют несколько факторов, которые влияют на качество бетона, готового к употреблению:

  • сильная тряска и вибрация при транспортировке — вызывают расслаивание смеси, оседание тяжелых компонентов и поднятие легких;
  • перевозка в жаркую погоду в самосвале — если смесь не перемешивают, она схватывается и застывает;
  • длительная перевозка;
  • превышение высоты сбрасывания материала в опалубку.

Готовые бетонные смеси рекомендуется перемещать без перегрузок.

Автомобили для бетона

Для перевозки строительного материала используется несколько видов транспорта. От выбора транспортного средства зависит качество продукта и максимальное время доставки.

Автобетоносмесители

В строительной отрасли готовую бетонную смесь на большие расстояния перевозят в автомобилях-бетоносмесителях. Продукт в них постоянно перемешивают. Если загружена сухая смесь, то такие машины готовят продукт в дороге или по прибытии к месту назначения в своей цистерне, добавляя воду из баков, которыми они оборудуются.

Емкость, куда загружаются такие строительные растворы, называется барабаном. Внутри установлены подвижные лопасти. Они постоянно перемешивают содержимое чана, не давая расслоиться или засохнуть.

Автобетоносмесители бывают разными:

  • По типу расположения смесительной установки — с разгрузкой назад и вперед. Во втором видеАБС водитель бетономешалки контролирует процесс выгрузки, не покидая кабины.
  • По типу привода смесительного оборудования — устаревший механический и более современный гидравлический.
  • По типу двигателясмесительных установок — автономные и установленные на шасси. Преимущество независимых силовых установок состоит в надежности, поскольку даже при поломке они продолжают перемешивать раствор. Но при этом у них есть недостаток — шумная работа. Двигатели на шасси при меньшей шумности также снижают массу АБС в сравнении с автономными установками и причиняют меньше вреда окружающей среде.

Автобетоносмесители имеют разные размеры. Наиболее востребованы модели с объемом 7 куб. м, которые на российском рынке составляют 57% от всей поставленной техники. Менее популярны автомобили для бетона с кузовом емкостью 9 куб. м и 5 куб. м. В мире пальма первенства принадлежит транспорту с объемом 6 куб. м.

Готовую смесь из автобетоновозов выгружают, включая вращение барабана. Если автомобиль оснащен откидным выгрузочным лотком, то возможна порционная разгрузка. Продукт подают в специальную посуду для непосредственного использования материала или перегружают в промежуточные емкости, после чего подают в блок бетонирования.

Стоимость перевозки бетона в автобетоносмесителях на 10–15% ниже, чем при использовании неспециализированного транспорта.

Цементовозы

Отечественные цементовозы полуприцепного типа сконструированы почти одинаково. На них установлены цистерны, в которые и заливаются бетоны. Емкости для доставки БСГ имеют цилиндрическую форму. Машины оснащены системой разгрузки сжатым воздухом. Он поступает из компрессора, установленного на автомобиле-тягаче. Загружают цистерны в цементовозах отечественного производства обычно через загрузочные люки — самотеком или сжатым воздухом.

Некоторые иностранные компании выпускают полуприцепы с двумя и более вертикально расположенными цистернами. Это упрощает доставку нескольким получателям или перевозку материала разных марок. Благодаря вертикальной конструкции содержимое цистерн вытекает без остатка. Но у этих автомобилей есть и недостатки. Это высокий центр тяжести, большее время разгрузки, поскольку необходимо переключаться с одной цистерны на другую.

Самосвалы и бортовые автомобили

Транспортировка влажных бетонных смесей автомобилями с самосвальным типом кузова также распространена. Достоинства — возможность доставлять 4–8 куб. м стройматериала, что соответствует 10–20 тоннам.

Но у этого вида транспорта выявлены минусы, которые влияют на его востребованность в подобных перевозках. Так, из-за особенностей конструкции кузова в дороге может теряться до 2% груза. Виной тому негерметичные стыки. Смесь также выплескивается во время езды по плохому дорожному покрытию, наклонной поверхности. Модернизация кузова, при которой наращиваются борта и устанавливаются герметические прокладки возле задней части, снижает убыль груза, но проблема остается.

В большинстве таких машин для перевозки бетона отсутствует функция подогрева, необходимая в холодное время года. Но на некоторых автомобилях простые ее аналоги все же присутствуют. Для этого в кузове оборудуют двойное днище, в котором циркулируют отработавшие газы из мотора — они и подогревают смесь.

Не менее опасны солнечные лучи, из-за которых материал перегревается и теряет влагу. Поэтому груз сверху накрывают брезентом, чтобы не допустить попадания в бетонную массу сторонних предметов, лишней влаги из атмосферных осадков.

Несмотря на проблемы, возникающие при транспортировке бетона, эти грузовики довольно популярны. Наиболее рентабельной считается перевозка бетона самосвалом на малые расстояния — до 20–30 км.

Строительные растворы не рекомендуется доставлять бортовыми автомобилями: в дороге через щели кузова вытекает цементное молоко. Это приводит к ухудшению свойств строительного материала.

Нормы времени на перевозку готового к употреблению бетона

Продолжительность транспортировки подбирает лаборатория, учитывая при этом состав смеси, температуру воздуха.

Летом перевозка должна быть более быстрой, поскольку вода нагревается, отчего ускоряется реакция гидратации. Поэтому задача перевозчика — сохранить температуру.

На транспортировку в автобетоносмесителе при t° 20…30 °С, температуре смеси t° 18…20 °C 30 км/ч отводится такой отрезок времени:

  • по жесткому дорожному покрытию — 90–210 минут (при средней скорости 30 км/ч);
  • по мягкому (грунтовому) — 60-20 минут (при средней скорости 15 км/ч).

При использовании самосвалов бетонные смеси перевозят в более сжатые сроки (в том же скоростном режиме соответственно):

  • по жесткой дороге — 60-30 минут;
  • по мягкой — 40-20 минут.

Транспортировать готовые строительные растворы П3-П5 самосвалами и бортовыми автомашинами не рекомендуется. Лучше всего переносят дорогу марки бетонной смеси по удобоукладываемости Ж2-Ж1. Наименее пригодны к перемещению автомобильным транспортом — П2, П3, П5. Но даже для самых выносливых растворов длина маршрута не должна превышать 100 км.

При других показателях температуры воздуха или самой смеси максимальное время перевозки строительных растворов определяют опытным путем.

Допустимая высота свободного падения

Высота, с которой в режиме свободного падения можно выгружать бетонную смесь, зависит от целей применения продукта:

  • строительство колонн — 500 см;
  • перекрытий — 100 см;
  • стен — 450 см;
  • неармированных конструкций — 600 см;
  • слабоармированных подземных сооружений в грязных и сухих грунтах — 450 см;
  • густоармированных — 300 см.

Запрещается сбрасывать высокоподвижные и самоуплотняющиеся готовые бетонные смеси с высоты более 100 см.

В остальных случаях выгружают растворы по специальным желобам или рукавам.

Упаковка

Сухие бетонные смеси, помимо цистерн, перевозят в пакетах из полиэтиленовой пленки массой до 8 кг или в бумажные мешки до 40 кг. Продукт хранят от намокания и низких температур (до +5 °С). Готовую смесь в посуде транспортируют редко, поскольку это невыгодно. Сухие смеси, упакованные в мешки, доставляют автомашинами всех видов.

Маркировка

Маркируются только сухие продукты. На тару наносят следующие надписи:

  • условное обозначение груза;
  • наименование или товарный знак завода-изготовителя;
  • если бетонная смесь сертифицирована, то ставится знак соответствия;
  • класс материалов, которые были использованы в рецептуре, по удельной активности естественных радионуклидов и значение Аэфф;
  • класс или марка по прочности на сжатие;
  • объем воды в литрах, который требуется для приготовлениясмеси;
  • вид и количество добавки (килограмм на литр);
  • наибольшая крупность заполнителя (мм);
  • срок хранения (месяцы);
  • масса (килограммы);
  • дата производства.

К каждой партии бетонной смеси прилагается документ о качестве. Между отправителем и покупателем может существовать договоренность о том, что такой документ будет выдавать раз в месяц, но не реже.

Соблюдение правил обращения с сухими и готовыми бетонными смесями — время транспортировки, правила разгрузки — снижает риски по преждевременному разрушению строительных конструкций.