Перевозка опасных грузов и общие правила безопасности

Почти 50% мирового грузооборота составляют опасные грузы. Такими называют вещества, которые в случае дорожной аварии вредят здоровью и жизни людей, ухудшают состояние окружающей среды.

Огромное внимание приковано к тому, насколько безопасны условия и соблюдаются ли правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Один из документов, который регламентирует эту сферу услуг — ДОПОГ. Это договор, инициированный Организацией Объединенных Наций для предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые несут угрозу человеку и природе.

Что такое ДОПОГ?

Европейское соглашение про перевозки грузов, угрожающих жизнедеятельности людей и состоянию окружающей среды, называется ADR, в русском варианте — ДОПОГ. Подобные нормы приняты и в России.

Содержание ДОПОГ дважды в год пересматривает рабочая группа и принимает решение про внесение изменений в нормативный документ и переиздание. 2017 год не стал исключением, и нормы тоже существенно корректировались.

Сферы, которые контролируют правила

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом контролируют такие сферы:

  • требования к объектам, которые предоставляют услуги по перевозке;
  • порядок подготовки и оснащения ТС, контейнеров;
  • условия транспортногоперемещения по тому или иному классу опасности;
  • порядок погрузки на транспорт и разгрузки таких продуктов;
  • маркировка и нанесениераспознавательных знаков;
  • требования к материалу и таре, в котором перевозится вещество, сопроводительной письменной документации.

Виды опасностей

Различают такие опасности:

  • токсичность — способность нарушать физиологические функции организма;
  • радиоактивность — распад атомов, при котором происходит излучение;
  • окисление — фактор пожарной опасности;
  • огнеопасность — способность при возгорании к прогрессирующему горению;
  • едкость — продукты, которые при попадании разрушают кожные покровы человека;
  • взрывоопасность — вещества, которые способны к взрыву.

В целом это более 3 тысяч наименований продуктов, которые при неправильном обращении и перемещении несут угрозу людям и природе. Каждой позиции в списке присваивается четырехзначный номер, который считают идентификационным. По правилам перевозки опасных грузов автотранспортом, транспортируемые продукты подразделяют на классы, всего их 13. Классы сформированы в зависимости от опасности, которую представляет вещество, когда его перевозят, а также физическому состоянию при этом (газ, жидкость, твердый материал). Если опасностей больше одной, то определяется главная, другая считается дополнительной, что находит отображение в прилагаемой дорожной документации.

В 2017 году в перечне появилось еще несколько позиций. Например, новые правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом применяются и к полимеризующимся веществам. И теперь в списке насчитывается 3534 названия.

Тара

Все вещества транспортируются в упаковке, изготовленной из материала, не вступающего в химическую реакцию с содержимым и не разрушающегося под его воздействием. Для ее изготовления используют стекло, пластик, картон и другое сырье.

В целом различают три группы упаковки:

I — для продуктов крайне высокой степень опасности;

II — для опасных соединений;

III — для веществ с незначительной угрозой (преимущественно речь идет об испарениях).

При перевозке важна и надежность упаковки:

X — очень надежная;

Y — надежная;

Z — удовлетворительная.

Правила безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом предъявляют такие требования к таре:

  • соответствие государственным стандартам (ГОСТ);
  • прочность;
  • устойчивость к влаге;
  • герметичность, непроницаемость для находящегося внутри вещества;
  • маркировка по госстандартам и ДОПОГ.

Новыми правилами ДОПОГ допускается возможность использования мягких контейнеров для массовых грузов. Но при этом к ним предъявляются весьма строгие требования. Такие контейнеры проходят испытания на падение, подъем, опрокидывание, наклон и др. При этом они должны обозначаться наподобие того, как маркируются потенциально вредные продукты. И поскольку у таких конструкций внушительные габариты, то предъявляются требования и к транспорту, который их перевозит.

Маркировка

Согласно правилам, проводится маркировка соответствующими знаками. Эти отметки наносятся на сам груз либо на тару, в которой он перевозится. Система таких знаков разработана по классификации опасных продуктов. Благодаря этому последние легко распознаются, в том числе и на большом расстоянии. Этими знаками руководствуются и при погрузочно-разгрузочных работах.

С 2017 года договором введен знак опасности № 9а и знак для идентификации грузов, сформированных из литиевых батарей. Предъявляются и новые требования относительно обозначения транспортных пакетов, газовых баллонов. Согласно договору, перевозчики также должны иначе располагать знак, который предупреждает о возможной асфиксии.

Документация

Международные правила перевозки опасных грузов автомобильным способом требуют составления накладной на официальном языке государства, из которого следует груз. Также документ в обязательном порядке заполняется по-французски, по-английски или по-немецки. В документе надо указывать следующие реквизиты доставляемого продукта:

  • идентификационный номер;
  • наименование;
  • класс опасности — основной и, при наличии, дополнительной;
  • описание упаковки (группа, форма);
  • количество и вес груза.

В ДОПОГ, претерпевшем редакцию в 2017 году, изменена форма перевозочной документации. Это касается:

  • свидетельства — о наполненности контейнера транспорта, о допуске ТС к перевозке отдельных грузов;
  • инструкции в письменном виде.

Согласно изменениям, соответствующие органы стран, присоединившихся к договору, обязали переводить на государственный язык и передавать в ЕЭК ООН инструкции в письменном виде, после чего эта документация обнародуется на веб-сайте организации.

Требования к водителю

Автомобилем не может управлять каждый, у кого есть водительские права. Прежде всего, необходима специальная категория прав. Стаж не должен быть меньше трех лет.

По правилам перевозки опасных грузов автомобильным ТС, перед новым рейсом водитель в обязательном порядке подвергается медосмотру. Перед рейсом исполнителю работ проводят специальный инструктаж. Другой вид подготовки к таким перевозкам — обучающий курс. В рамках программы изучаются характеристики и свойства транспортируемых продуктов, способы устранения опасности при ЧС, права и обязанности водителя.

Требования к ТС

Перевозка опасных грузов осуществляется обычно в специально оборудованных автомобилях. К ним предъявляются такие требования:

  • глушитель в авто расположен перед радиатором;
  • бензиновый бак от кузова, цистерны, аккумуляторной батареи, электрических компонентов и двигателя отделяет непроницаемая перегородка;
  • для электропроводящей системы транспортного средства используют специальные изоляционные материалы;
  • наличие заземления, обычно это цепь;
  • в задней части транспорта монтируют противоударный бампер.

Помимо того, на автомобиле размещают распознавательный знак по нормам ДОПОГ.

Автотранспорт имеет особую расцветку и соответствующие надписи. На него устанавливают оранжевый проблесковый маячок, так называемая мигалка. Обязательным требованием является наличие в передней и задней части авто информационных таблиц СИО.

Согласование маршрута

Правила перевозки взрывоопасных грузов автомобильным транспортом требуют, чтобы перевозчики согласовывали маршрут с дорожной полицией. Это касается и некоторых других опасностей. Разрабатывая путь следования, надо избегать таких объектов:

  • больших населенных пунктов;
  • промышленных предприятий;
  • зон отдыха, культурно-массовых организаций;
  • природных территорий, находящихся под охраной государства;
  • детских садов, школ, так далее;
  • учреждений сферы здравоохранения.

Обновленные правила разрешают проезжать с грузами № 3077, 3082 через тоннели.

Когда договор не действует?

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом теряют статус обязательных, если:

  • транспортируют веществовооруженные силы, аварийные службы или МЧС;
  • опасные продукты доставляют не перевозчики, а частные лица, используя для этого упаковки, предназначенные для розничной торговли;
  • транспортируются механизмы с опасными веществами;
  • грузы перемещаются по территории предприятия;
  • газы перевозят в огнетушителях, шинах или другом специальном оборудовании транспортного средства;
  • топливные материалы везут в баках (но здесь существуют ограничения по объему).

Строгое выполнение предписанных правил гарантирует, что даже при ДТП контейнеры останутся целыми, а вещество не навредит окружающей среде. Поэтому их детальное изучение и соблюдение — первоочередная задача каждого грузоперевозчика.