Правила автомобильной перевозки и транспорт для сыпучих грузов

Правила автомобильной перевозки и транспорт для сыпучих грузов

Хоть сложностей перевозка сыпучих грузов автомобильным транспортом обычно не создает, требования к таким видам работ все же существуют. Например, они касаются выбора автомобильной техники и способа упаковки.

Виды насыпных продуктов

В грузоперевозках принята классификация сыпучих продуктов по различным признакам. В зависимости от сферы применения, такие грузы делят на строительные (торф, грунт, гравий, керамзит и др.), продовольственные (зерновые, соль, сахарный песок) и т. д. По размеру отдельных частиц они бывают кусковыми, пылеобразными, гранулированными.

Некоторые сыпучие грузы являются опасными веществами. К их числу принадлежит активированный уголь, который способен самовозгораться, а также зерно, образующее легковоспламеняющуюся пыль. Насыпная продукция может обладать и другими опасными свойствами — например, оказывать на людей и окружающую среду токсическое действие. Это цинковые руды, некоторые виды удобрений.

Виды транспорта

Продукция горнорудной, металлургической отрасли, и та, что производится для строительства, подлежит перевозке самосвалами — сыпучие грузы выгружать из такой модели кузова проще и быстрее.

Для таких перевозок используются и автомобильные цистерны. Они отличаются технической конструкцией и дополнены функциями, которые упрощают погрузочно-разгрузочный процесс, позволяют лучше сохранить товарные свойства продукта. Так, некоторые модели являются саморазгружаемыми, причем скорость освобождения контейнера от содержимого у производителей неодинаковая. Разнятся они и формой резервуара, которая бывает воронкоподобной, цилиндрической, Millenium. Перевозка сыпучих грузов автоцистернами с кузовом последней модели удобна еще и тем, что в нем можно транспортировать не только цемент, но и продукты с большей фракцией.

Воронкообразная форма цистерны является классической для цементовозов и ценится крупными перевозчиками. Из недостатков — неполная разгрузка кузова, остаток может достигать 1,5 тонн. Такие автоцистерны оснащаются и самозагрузочными устройствами, которые производят наполнение резервуара из складов всяких типов, железнодорожных крытых вагонов, судов в расстояния 25 метров.

Правила перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом

Прием и сдача насыпных материалов проводится после процедуры взвешивания. Если у получателя нет возможности проверить вес, он принимает груз, ориентируясь на объем и результаты визуального осмотра. Транспортирование однородных сыпучих материалов оформляется единой товарно-транспортной накладной с указанием категории «перевозка грузов навалом».

Помимо ТТН, издаются следующие документы:

  • договор или заявка на транспортировку;
  • расписки о получении и передаче продукции.

Правила перевозки сыпучих грузов автомобильным транспортом по дорогам общего пользования и по территории предприятий отличаются.

При перевозке дорогами общего пользования груженые кузова самосвалов накрывают сверху тентами из плотных материалов, прикрепляя со всех сторон так, чтобы груз был полностью закрыт. При отсутствии тента используют полог из такой же плотной, прорезиненой ткани. Однако во втором случае уровень груза должен быть не выше бортов.  

Накрывают кузов по нескольким причинам:

  • это способствует качественной доставке и минимизации потерь в дороге;
  • насыпные грузы могут иметь небезопасный для людей и окружающей среды состав — например, это касается руд;
  • просыпавшиеся из самосвала сыпучие грузы портят дорожное покрытие;
  • частицы груза, вылетевшие из кузова, могут нанести вред другим участникам дорожного движения, побить автомобили, стать причиной ДТП.

Не допускается контейнерная перевозка таких грузов, если они предварительно не упакованы в специальную тару. Масса загруженного продукта не должна превышать грузоподъемности транспортного средства, указанной производителем. Если продукт обладает опасными свойствами, то он предварительно помещается в тару и маркируется в соответствии с правилами ДОПОГ.

По территории промышленного предприятия допускается грузовая перевозка сыпучих грузов навалом без покрытия тентом или пологом.

Погрузку производят при помощи специальной техники. Ковшом захватывают объем материала, который не превышает трети вместимости кузова, оборудование не перемещают над водительской кабиной. На время, пока производится наполнение, шофер покидает машину и находится в безопасной зоне. При погрузке пылящей продукции персонал, задействованный в работах, должен надевать средства индивидуальной защиты — очки, респираторы, рукавицы.

Ответственность за целостность груза несет перевозчик. Чтобы определить степень его вины, при возникновении споров между сторонами договора транспортирования, может создаваться комиссия. Ее члены устанавливают коэффициент потерь. Естественные потери — это снижение массы под воздействием внешних сил или физико-химических свойств перемещаемых продуктов. Если они не выходят за нормы естественной убыли, то перевозчик ответственности не несет.

Придерживаться установленных требований следует не только из-за страха лишиться клиентуры вследствие утрат вверенного для транспортировки имущества. За несоблюдение правил перевозки сыпучих грузов автомобилем водителя, его руководителя и предприятие-перевозчик ожидают штрафы.