Правила перевозки крупногабаритного груза автомобильным транспортом

Одним из разновидностей негабарита считается тяжеловесный груз. При его транспортировке выдвигается ряд требований как к автомашине, так и к передвижению по автомагистралям. Помимо того, это еще и один из самых сложных перемещений предметов, выходящих за рамки понятия «габарит».

Что такое тяжеловесный груз?

В мире действуют разные нормы, которые определяют это понятие. В целом такими принято считать грузы с большей массой, чем может перевезти обычная фура. Для РФ — это грузы, которые со спецтранспортом весят больше, чем установлено законом.

Для автомобилей установлены такие максимальные пределы:   

  • 2 оси — 18000 кг;
  • 3 оси — 25000 кг;
  • 4 оси — 32000 кг.

Предельные значения для автопоездов:

  • 3 оси — 28000 кг;
  • 4 оси — 36000 кг;
  • 5 и более осей — 40000 кг.

Еще один показатель, который учитывают — предельная нагрузка, которую испытывает ось трала. Здесь действуют такие нормы:

Расстояние между сближенными осями, м

Предельно допустимая нагрузка на оси

кН/тс (для автодорог, рассчитанных на осевую нагрузку 100 кН/10 тс)

кН/тс (то же, под осевую нагрузку 115 кН/11,5 тс)

От 2

100/10

115/11,5

1,65–2,0

90/9

105/10,5

1,35–1,65

80/8

90/9

1,0–1,35

70/7

80/8

Меньше 1

60/6

70/7

Подробно характеристики расписываются в Инструкции, устанавливающей нормы перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом.

Разрешение

Тяжеловесный груз можно перемещать по автодорогам только тем юридическим и частным лицам, кто получил соответствующие разрешения. Обычно каждая поездка требует оформления этого документа. Разрешение предоставляется на конкретный автопоезд. В пропуске указываются регистрационные номера, модели тех автомашин, которые при этом задействованы, фамилия водителя, данные компании, осуществляющей перевозку, и получателя. В документе также указывают:

  • описание груза;
  • масса и замеры автопоезда (порожнего и с перевозимыми предметами);
  • межосевое расстояние и нагрузки на ось;
  • условия движения автопоезда;
  • перечень инстанций, которые согласовали транспортирование.

К заявке о выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным путям прилагают такие документы:

  • схема автопоезда;
  • копии регистрационных свидетельств ТС;
  • копии страховых полисов и талонов техосмотра (не всегда);
  • документы, описывающие характеристики груза.

Разрешение на перевозки за границей запрашивают в ФДА Минтранса, а по стране — у органов местного управления автодорог, управлений дорожных хозяйств и др. Требуется согласование и с теми юридическими и частными лицами, в чьем ведении находятся объекты, препятствующие перемещению тяжеловесного груза. К таким сооружениям относятся мосты, эстакады, линии связи и электросети.

Помимо того, если вес транспортного средства с водруженным грузом превышает 44 тонны, разрабатывается специальный проект.

Знаки

Согласно Инструкции, о которой говорилось ранее, при перевозке негабаритных, в частности, тяжеловесных грузов, на ТС устанавливают опознавательный знак. Маркировка извещает других водителей, что автомобиль может быть опасен. Знак представляет собой пластиковый или металлический щиток, наклейку с изображением чередующихся красных и белых полосок, которые наносятся световозвращающими красками. Его, как правило, размещают на бампере тягача. Помимо того, если груз выходит за габариты транспортного средства больше, чем это позволяют правила дорожного движения, края знака тоже маркируются тем же образом, а в темное время суток — дополнительно и фонарями или световозвращателями белого цвета спереди и сзади. Эти указания касаются и перевозки длинномерных грузов на легковом автомобиле.

По мере необходимости используют также знаки «Автопоезд», «Длинномерное транспортное средство».

Прикрытие и сопровождение  

При перевозке крупногабаритных грузов используются машины прикрытия. Они сопровождают основной автомобиль на маршруте. Это позволяет снизить вероятность аварийной ситуации.

Автомобили прикрытия для перевозки крупногабаритных грузов используются не всегда, но обязательны при длине автопоезда 24–30 м, ширине 3,50–3,99 м.

Патрульный автомобиль задействуется при таких параметрах автопоезда:

  • длина от 30 м;
  • ширина от 4 м.

При высоте перевозимых предметов свыше 4,5 м привлекается специальная техника для подъема электросетей, других целей, которые делают возможным прохождение автопоезда.

По правилам перевозки крупногабаритных грузов автомобильным транспортом, сопровождение также потребуется, если:

  • используют автопоезд второй категории;
  • автомобиль вынужденно передвигается по встречной полосе;
  • маршрут проложен через пути, где усиленный трафик и может потребоваться работа патрульных.

Решение о том, нужно ли сопровождение, принимают в ГАИ.

Требования к автомобилям прикрытия

К сопровождающим машинам предъявляются определенные требования. Поверхность кузова этих ТС маркируются полосами ярко-оранжевого или желтого цвета. Экипаж оснащают специальным оборудованием.

На автомобили устанавливают проблесковые маячки (любого цвета, за исключением красного и синего). Желательно, чтобы в расположении прикрывающего экипажа был прибор для измерения предметов на расстоянии. Если высота негабарита больше 4,5 м, то такой измеритель должен быть в рабочем режиме.

Сопровождающий автомобиль оснащают также табло, которое конкретизирует, в чем отклонение груза от нормы по длине и/или ширине.

Как гласят правила перевозки тяжеловесных грузов, сопровождающий автомобильный транспорт передвигается с той же скоростью, что и автопоезд, с отступом по левому краю, если ширина перевозимого предмета или контейнера больше нормы.

Требования к водителю

Водитель должен овладеть знаниями и навыками, которые потребуются для осуществления перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов. Он должен знать:

  • нормативно-правовую базу, которая регулирует эту сферу;
  • основы госрегулирования и контроля за транспортировкой негабарита;
  • нормы, применяемые к ТС.

Навыки, которыми он должен овладеть:

  • соблюдение специальных ограничений и выполнение предписаний;
  • опыт работына автомобиле сопровождения (если он ведет это ТС).

Водительский стаж должен быть пять лет и более, из которых минимум один год — управление ТС нужной категории.

Ответственность

За неправильную транспортировку тяжелых грузов законодатели предусмотрели ответственность. Штрафные и иные санкции применяют в таких случаях:

  • за передвижение с такими грузами без выданного разрешения и пропуска, отклонение от согласованного в документах маршрута;
  • увеличение габаритов, оговоренных в разрешительных бумагах, на 0,1 м и более;
  • разница фактической и предписанной массы или нагрузки на ось свыше 5%;
  • несоблюдение других установок.

За игнорирование инструкции по перевозке автомобильным транспортом негабарита, тяжелых грузов, ПДД и других нормативных актов, регулирующих такие грузоперевозки, водителя наказывают не только «рублем», но и временным изъятием удостоверения. Иногда задерживают транспортное средство. Должностные лица и предприятия, которые не соблюдают предписанных правил, должны готовиться к штрафам до 400 тыс. рублей.

Выполнять требования к перевозкам тяжеловесных грузов — не значит потакать прихотям органов надзора. Дисциплинированность в вопросах техники безопасности позволяет избежать лишних рисков как для других участников дорожного движения, так и для того, кто управляет автопоездом.