Приказы о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом

При перевозке опасных грузов важно учесть все моменты, которые способны спровоцировать серьезную ситуацию в пути. Избежать их поможет тесное знакомство с законодательными актами. В нормативных документах учтены риски, сопровождающие такие автоперевозки.

Нормативные акты, регулирующие опасные грузоперевозки

В России перевозку опасных грузов автомобильным транспортом регулирует ряд законов, в частности:

  • «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;
  • «О безопасности дорожного движения»;
  • «О радиационной безопасности населения»;
  • «Об использовании атомной энергии».

До 2016 г. на территории страны действовал Приказ, регламентировавший перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, за № 73 от 8.08.1995. Но в 2016 году его отменили. Сейчас действующим считается Приказ Минтранса № 262 от 5.09.2016. Им изменены нормы обеспечения безопасности грузовых перевозок. Основным документом, регламентирующим транспортировку такой продукции и сырья, становится ДОПОГ.

ДОПОГ

Условия разработаны экономической комиссией, функционирующей при ООН. Документ унифицирует порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом для всех европейских стран. К договору подключились более тридцати государств Старого Света.

Ключевой частью соглашения является вторая глава, в которой оговариваются основные моменты транспортировки субстанций, при неправильном обращении наносящих вред людям, флоре и фауне, причиняющих материальный ущерб. Основные положения определяют:

  • характеристики упаковки и маркировки для перевозок опасного груза автомобильным транспортом (приложение А);
  • конструкционные особенности, оборудование, передвижение (приложение В).

Правила перевозки ОГ

В 2017 году транспортировка таких грузов регламентируется Правилами, которые были утверждены в 2011 году (№272) и изменениями, внесенными 3.12.15. Документ соответствует условиям вышеупомянутого соглашения ООН.

К перевозчику выдвигается ряд требований, которые делают перемещение ОГ более безопасным для окружающей среды и населения. В частности, они касаются оснащения, маркировки, порядка перевозки опасных грузов автомобильным транспортом:

  • ограничений передвижения — скорости, запаса хода, автомобиля сопровождения и др.;
  • погрузки и разгрузки;
  • транспортировки, очистки и ремонта пустых контейнеров, цистерн;
  • устранения последствий аварийных ситуаций;
  • взаимных обязательств между клиентом и автотранспортной компанией и др.

Маркировка и знаки перевозки опасных грузов на автотранспорте

Это один из непременных атрибутов перевозок с повышенным риском. Их наносят не только на контейнеры и емкости с перевозимым веществом, но иногда и на сам транспорт. Второе задание, которое они выполняют, — это информирование о возможных рисках людей, проводящих погрузочно-разгрузочные работы.

Всего в системе используется 9 знаков — по классу опасности. Они содержат легко читаемые и известные символы. Яркий фон — красный, оранжевый, желтый, контрастные белый с черным, делают их заметными даже при беглом взгляде на корпус автомашины. Например, знаки, предупреждающие о перевозке веществ 2,3,4 классов (газы, легковоспламеняющиеся жидкости и вещества), содержат символ костра, 6 класс (ядовитые продукты) — череп и перекрещенные кости. Существуют специальные правила и определены обязательные места для их размещения. Предъявляются требования к размеру символов и форме таблиц.

На каждой единице ТС, задействованной в подобных грузоперевозках, располагают в вертикальной плоскости специальные таблицы, которые выполняют те же задачи, что и знаки. Таблицы прикрепляют спереди и сзади, перпендикулярно продольной оси ТС.

Если для перемещения по дорогам используются цистерны, автомобили-батареи, такие таблицы устанавливают и по бокам этих ТС. На информационных таблицах указывают идентификационный номер опасности и номер ООН.

Если перевозят навалом, то по бокам корпуса транспортной единицы тоже размещают информационные таблицы, на которых тоже указывают ИН и код ООН.

Оснащение автомобиля

Транспорт, перевозящий опасные вещества и продукты, оснащают:

  • противооткатным упором;
  • системой антиблокировки тормозов при грузоподъемности свыше 16т;
  • топливнымибаками с повышенной защитой, которые предполагают стечение горючего на землю;
  • дополнительной защитой выхлопной системы;
  • предупреждающими знаками с подсветкой;
  • предохраняющим от удара задним бампером на цистерне, если используется такая емкость;
  • двумя огнетушителями;
  • отключением аккумуляторной батареи из кабины машины.

Категории ТС, которые допускаются для перевозки ОГ

ДОПОГ вводит классификацию опасных грузов, разделив их на 9 классов:

  • взрывоопасные вещества (ВМ);
  • продукты в газообразном состоянии;
  • жидкости, которые легко воспламеняются, взрываются (ЛВЖ);
  • твердые продукты, которые возгораются (ЛВТ и СВ) при возникновении определенных условий окружающей среды;
  • окисляющие продукты, органические пероксиды (ОК и ПК);
  • яды, инфекционный материал (ЯВ, ИВ);
  • радиоактивные материалы (РМ);
  • едкие или вызывающие коррозию продукты (ЕК);
  • другие опасные субстанции, которые не относятся к предыдущим классам.

В девятой части ДОПОГ устанавливается порядок категорирования автотранспорта для перевозки опасных грузов. Приняты такие категории:

  • АТ (для 2.3, 4.1–4.3, 5.1, 6.1, 8, 9 классов) — ТС, на котором перевозят ОГ в цистернах — встроенных, съемных (от 1 м3), контейнерных, мобильных или МЭГК индивидуальной, от 3 м3 (за исключением транспортных средств категорий EX/III, FL или OX или MEMU). ТС-батарея от 1 м3, кроме ТС категории FL.
  • ЕХ/II, ЕХ/III — для ВМ 1-го класса.
  • FL — для жидких продуктов с t° вспышки до 60 °С, налитые в цистерны — встроенных, съемных (от 1 куб. м), контейнерных, мобильных (от 3 м3) (класс 3, 4.3, 8). Используется для легковоспламеняющихся газов в цистернах встроенных, съемных (от 1 м3), контейнерных, мобильных или МЭКГ (от 3 м3) (класс 2). ТС-батарея вместимостью 1 м3, в которой транспортируются легковоспламеняющиеся газы 2-го класса опасности.
  • MEMU (смесительно-зарядные машины) — машина или ТС, с установкой машины для выработки взрывчатых продуктов из ОГ, которые не взрывоопасны, и их заряжания.
  • ОХ — для стабилизированного пероксида водорода или его раствора в воде концентрацией от 60%, в цистернах — встроенных, съемных (от 1 м3), контейнерных, мобильных (от 3 м3) (класс 5.1, № ООН 2015).

Как должны оборудоваться эти категории транспорта, рассказывается в ДОПОГ (глава 9.2). Согласно тому же нормативному документу, на эти транспортные средства оформляют свидетельство, которым техника допускается к выполнению автоперевозок.

Обязательная подготовка водителей

Транспортировку ОГ могут осуществлять только водители, прошедшие специальную программу подготовки. К обучению допускаются особы, которым ранее выдано водительское удостоверение РФ, а стаж в этой сфере не менее трех лет.

В рамках базовой программы подготовки водителей автомобильного транспорта к перевозке опасных грузов обучают основам, необходимым для соблюдения безопасности, совершенствованию навыков вождения. Специализированные курсы готовят их к особенностям транспортировки определенных грузов. После освоения программы водителям предстоит пройти экзаменационные тесты, а лишь потом — получить свидетельства ДОПОГ в органах автодорожного надзора. Повторное обучение проводится раз в пять лет, но не реже.

Автоперевозки, связанные с ОГ, несут опасность не только окружающим, но и самому перевозчику, заказчику услуги. Поэтому с действующими нормами законодательства должны быть знакомы все причастные к оказанию таких услуг.