Регулирование автомобильных перевозок и таможенный контроль

Правильное составление маршрута — один из факторов, который позволяет быстро и без лишних затрат привезти груз в конечный пункт назначения. Если получатель находится в другом государстве, то есть когда осуществляется международная перевозка, то второй фактор, который влияет на доставку — это знание и выполнение правил пересечения границы и прохождение таможенного контроля.

Маршрутизация автомобильных перевозок

Маршрутом называют путь передвижения транспортного средства, который оно совершает при осуществлении грузовых перевозок от точки отправления до точки назначения.

При маршрутизации учитываются такие факторы:

  • объем груза;
  • загруженность трасс;
  • безопасность на дороге.

Составление маршрута позволяет наилучшим способом тратить имеющиеся в распоряжении ресурсы и в более короткие сроки доставлять грузы получателю.

Классификация маршрутов

В зависимости от протяженности пути маршруты бывают таких видов:

  • городские — осуществляются на территории населенного пункта (города);
  • пригородные —пролегают на расстоянии не более 50 км от города;
  • междугородние — пролегают между населенными пунктами;
  • международные — выходят за пределы страны.

Другая классификация введена на основании способа передвижения. Согласной ей, маршруты перевозок грузов автомобильным транспортом бывают:

  • маятниковыми — пролегаютмежду двумя отдельно взятыми городами, селами, другими населенными пунктами;
  • кольцевыми — автомобиль доставляет грузы в три и более населенных пунктов по замкнутому циклу;
  • развозными — разгружают автомобильв нескольких новых городах, селах и т. д.

Оптимальные маршруты

Разрабатывая новый маршрут, изучают путевые условия, присутствие мостов, их грузоподъемность, а затем производят технико-экономическое обоснование его эффективности. Обязательным для успешной деятельности является безопасность движения и стабильный грузовой поток.

Еще один немаловажный фактор — правильный выбор типа транспортного средства, благодаря чему наибольшее количество заказчиков получит продукцию или товар в самые короткие сроки. При этом маршрут перевозок предполагает управление и контроль над автомобильной колонной, координацию процесса и возможность при необходимости задействовать другие виды транспорта для грузоперевозок.

Регулирование автомобильных перевозок

В начале прошлого века были предприняты первые попытки приведения к единообразной системе нормы международных договоров, что облегчило правовое регулирование автомобильных перевозок.

Правовой статус наземной транспортной среды находится в одной связке с правовым статусом государства, на территорию которого запланирована доставка или транзит. Правовой же статус этой территории основывается на суверенитете данного государства.

Соглашения, на основании которых осуществляются автомобильные перевозки между государствами, предусматривают разные моменты. Это могут быть перемещения:

  • движимого имущества при миграции;
  • произведений искусства для представления на выставках, ярмарках;
  • животных для разных представлений;
  • опасных грузов и др.

Ими же может накладываться запрет на ввоз или транзит по стране некоторых изделий, товаров, веществ. Например, нередко запрещают к транспортировке продукцию военного назначения — боеприпасы, снаряжение, оружие.

Договорами выдвигаются требования к документам, которые должны сопровождать транспортное средство и груз, к платежам и порядку их внесения. Если перевозчик нарушает нормы, установленные в договорах, он наказывается или к нему применяют санкции в соответствии с законодательством, действующим на территории государства.

Помимо международных соглашений и договоров, правил, перевозчик также должен соблюдать нормы национального законодательства, действующего на территории государства, по которой осуществляется транспортировка грузов.

Государственный контроль

Цель государственного контроля за международными автомобильными перевозками в РФ — обеспечить выполнение норм действующего законодательства, независимо от государства, в котором регистрировалась компания.

Государственный контроль решает такие задачи:

  • соблюдение всеми без исключениякомпаниями и индивидуальными предпринимателями установленного порядка международных перевозок АТС;
  • профилактика административных правонарушений.

Государственный контроль перевозок на автомобильном транспорте проводят:

  • ФСН в сфере транспорта, их мобильные и стационарные пункты функционируют на автомобильных дорогах, на стоянках, парковках.
  • Таможенные органы, должностные лица которых работают в пунктах пропуска через границу.

Контроль при пересечении границы

С особым вниманием относятся таможенным грузам, которые подлежат автомобильной перевозке в другие страны или ввозятся транспортом на территорию России. Так называют грузы, которые перемещают через границу какого-либо государства.

К чему применяется?

Таможенный контроль при перевозке разных товаров применяют как к автомобильному транспорту, которым доставляется продукция или осуществляется сопровождение, так и непосредственно к самому грузу. Контроль проводят, в первую очередь, в пограничных пунктах пропуска, по пути следования, в местах доставки.

Таможенный контроль преследует несколько целей. Во-первых, стоит задача обнаружения ТС, оборудованного для сокрытия товаров для избегания таможенного контроля и недопущения использования такой автомобильной техники в дальнейшем. Во-вторых, процедура выявляет грузовики, пересекающие границу с другими целями, а не только для транспортировки официальных грузов. В-третьих, ведется проверка того, насколько АТС соответствует техническим требованиям, предъявляемым для доставки тех или иных грузов.

К таможенному контролю транспортных средств условно причисляют и контроль товаров, транспортируемых водителями, экспедиторами.

Особенности таможенного оформления

Для таможенного оформления предусмотрен определенный порядок, которому следуют и должностные лица, и перевозчик:

  • Въезжая на территорию таможенного и пограничного контроля, перевозчик в лице водителя подает уведомление о ввозе или вывозе должностному лицу соответствующего органа надзора. Это пакет документов на груз и автотранспортное средство. Подача уведомления входит в обязанности перевозчика.
  • Должностное лицо проверяет документацию, после чего принимает решение о форме и месте оформления груза.
  • Проводится таможенное оформление, мероприятия по контролю автомобиля, прицепов и груза.
  • Перевозчику выдают документы на транспорт и товары, которые он везет.
  • Грузвыпускают за границу или на территорию страны.

После проверки транспортного средства и документов могут приниматься и другие решения:

  • отказ;
  • пропуск после досмотра;
  • пропуск после осмотра и сверки.

Принимается решение и по перевозимому товару, продукции. Если проведенных действий было недостаточно, назначается досмотр. При необходимости груз помещают на склад временного хранения. Там потом проводится таможенное оформление на границе. Специалисты в некоторых случаях принимают решение о направлении груза для оформления в таможню (по месту доставки) по правилам внутреннего таможенного транзита.

Вывоз из таможенной зоны

Для вывоза груза с таможенной территории потребуется тот же набор документов, что и для ввоза. Дополнительно прилагается ГТД (грузовая таможенная декларация), оформленная во внутренней таможне. Потребуется также документ контроля доставки (2 экз.), который требуют при некоторых таможенных режимах. Например, он необходим при возврате за границу после режима временного ввоза.

Осмотр и досмотр при пересечении границы

Таможенный контроль допускает осмотр и досмотр грузов. Несмотря на схожее написание слов, это две разные процедуры.

Таможенным осмотром называют внешний визуальный осмотр, которому подвергают грузовики и прицепы, тару, емкости, пломбы, печати, другие идентификационные средства. При этом упаковки и тара не вскрываются, не проводится демонтаж оборудования, не нарушается целостность и др. При осмотре присутствует декларант, другие уполномоченные перевозчиком лица, его представители. Их участие необязательно. Исключение составляют случаи, когда перевозчик письменно заявляет о желании присутствовать при процедуре. По результатам осмотра в некоторых случаях составляют акт или ставится отметка на транспортном документе, особенно если такое желание выразил перевозчик.

Таможенный досмотр предполагает более основательное изучение характера перевозимого груза и собственного транспорта. В этом случае проводится вскрытие емкостей, контейнеров, конструкций и устройств, предназначенных для перевозки продукции. При этом допускается нарушение пломб, других средств для установления соответствия, разборка, демонтаж и др.

Досмотр проводят после предоставления перевозчиком таможенной декларации на транспортируемый груз. До этого момента процедура тоже допускается, если возникла потребность в идентификации грузов, или у сотрудников таможни появилась информация о несоблюдении правил и норм таможенного законодательства.

Уполномоченный сотрудник таможенного органа извещает декларанта о том, где и когда будет проводиться действие. Однако досматривают груз не всегда в присутствии перевозчика. Национальное законодательство, в частности, допускает проведение досмотра в его отсутствие в нескольких случаях:

  • такие лица не явились после извещения;
  • эти лица неизвестны;
  • перевозимый груз угрожает национальной безопасности, культурному наследию, может навредить здоровью населения, природе;
  • другие обстоятельства, при которых промедление опасно;
  • товары, подлежащие вывозу, оставлены на таможенной территории, при этом перевозчиком нарушены обязательные к исполнению процедуры.

Для проведения досмотра задействуют понятых.

Если представители органов надзора исследовали часть товаров, которые в документации числятся под одним наименованием, то эти результаты распространяются на остальную часть товаров. А декларант имеет право настаивать на проведении дополнительного досмотра, если считает, что результаты не могут распространяться на остальную часть груза.

Результаты проведения процедуры излагаются в акте. В документе описываются:

  • данные специалистов надзорных органов, которые проводили досмотр, и присутствовавших при этом других людей;
  • причины, по которым возникла необходимостьв досмотре без декларанта;
  • результаты;
  • другие сведения согласно форме акта.

Важно помнить, что несоблюдение правил таможенного контроля может повлиять на дальнейшую деятельность автопредприятия и возможность совершать международные перевозки. Поэтому уважение к законам и правилам не только своей, но и других стран должно быть одним из приоритетов компании, которая претендует на лидерство в этой сфере.