Требования совместной перевозки опасных грузов и оборудование автомобиля

Успешная транспортировка грузов, относящихся к категории опасных, невозможна без правильной оснастки транспортного средства, подготовки и организации.

Оборудование автомобиля

Вне зависимости от класса опасности, для перевозки опасных грузов применяют автомобили, оборудованные по особым правилам. Некоторые автопроизводства выпускают транспорт, сконструированный под эти цели. Если изначально комплектация не предусматривает выполнения таких задач, то проводят дооборудование ТС. Услуги предоставляют специальные мастерские, которые имеют лицензию, разрешающую выполнение подобных работ. Оснащение, конструкция должны соответствовать характеру предполагаемой опасности.

При перевозке взрывчатых и воспламеняющихся продуктов

На ТС, используемых для таких перевозок, устанавливается выпускная труба. Она выводится в ту же сторону, что и глушитель, перед радиатором. Иногда выполнить такое требование невозможно. Тогда трубу выводят вправо за границы кузова, цистерны и зоны системы подачи горючего.

В задней части автомобиля монтируется буфер, защищающий от ударов. Его отделяют от цистерны на 10 см.

Система трубопровода и вспомогательные элементы оснастки цистерн в верхней части резервуара защищаются специальными конструкциями, которые при опрокидывании не допустят разрушения емкости.

Топливная система

Топливный бак располагается вдали от аккумулятора или изолируется непроницаемой перегородкой. Эта конструктивная часть удаляется от двигателя, электропроводки, выпускной трубы. Емкость с горючим располагают так, чтобы при утечке жидкость выливалась непосредственно на землю, и при этом исключалось ее затекание в отсек с грузом. Со стороны днища и по бокам бак оборудуют кожухом. Система подачи топлива конструируется так, чтобы горючее не попадало самотеком в автодвигатель.

Электрооборудование в ТС для перемещения грузов 1–5 классов

Номинальное допустимое напряжение электрооборудования автомобиля не превышает 24 В. Транспорт заземляют цепочкой, устанавливают штырь из металла против поражения статическими атмосферными электрозарядами.

Если автомобиль имеет конструкцию типа фургон, то его полностью закрывают, не допуская образования щелей, дыр. Внутри оборудуется система вентиляции. Интерьер оформляется материалами, исключающими искрение. Если он обшивается древесиной, то ее пропитывают огнестойкими составами. Двери оборудуются замками.

Электросеть защищают от перегрузок плавкими предохранителями или системой автоматического отключения. Лампы облачают в прочные сетки-оградители.

Электропроводку обеспечивают износостойкой изоляцией и крепят так, чтобы исключить повреждение при соседстве с конструктивными частями кузова, другими предметами, не допустить разрушения внешними факторами. Проводку помещают в оболочку без швов, противостоящую химическому разрушению, нагреванию.

Аккумулятор

Требования к автомобилю, задействованному в перевозках опасных грузов, предусматривают систему отключения аккумулятора от электроцепи и устанавливают его поближе к батарее. Привод выключения располагают так, чтобы в любой ситуации до него был доступ. Допустимое место — водительская кабина или снаружи автомобиля.

Аккумуляторы, размещенные не под капотом, устанавливают в специальных камерах. Их конструируют из металла, оборудуют хорошей вентиляцией.

Если автомобилем разово перемещают грузы 1–5 классов опасности, то на выход выпускной трубы устанавливают глушитель искрогасительной сетки.

Инструмент и другое оснащение

Водителя обеспечивают обязательным для таких перевозок комплектом инструментов и материалов:

  • для ручной починки ТС в случае аварии;
  • огнетушителем, лопатой, достаточным объемом песка для борьбы с огнем;
  • противооткатными колодками для каждого ТС, задействованного в перевозке ОГ;
  • двумя осветительными приборами с автономным энергообеспечением и постоянными или мигающими оранжевыми огнями (их конструкция должна исключать воспламенение груза);
  • аптечкой, если есть потребность, то в нее включают препараты для устранения последствий воздействия опасных веществ и средства личной защиты;
  • препаратами и приспособлениями для нейтрализации ядов, кислот и других опасностей.

Запрещается при транспортировке ОГ

При перевозке продуктов, представляющих опасность для людей или природы, нельзя:

  • использовать два и больше прицепов, полуприцепов;
  • применять газогенераторные ТС;
  • пользоваться светильниками, в конструкции которых цоколи с резьбой.

Опознавательные знаки

На автомобиле устанавливают знаки государственной регистрации, опознавательные знаки, иные метки по требованиям ДОПОГ и ПДД. Информационные таблицы, извещающие проезжающих о характере груза, крепятся специальными приспособлениями, которые надежно их фиксируют.

Таблицы размещают спереди на бампере и в задней части, перпендикулярно продольной. При этом информационные таблицы не должны ухудшать читаемость госзнаков и закрывать фары, выступать за пределы автомобиля.

Также могут предъявляться следующие требования:

  • ограничение скоростного режима;
  • устройство, исключающее блокировку колес;
  • износоупорные тормозные системы и другие.

Совместная перевозка

Комбинированные перевозки грузов разных видов опасности на одном автомобиле возможны только при соблюдении условий допустимой совместимости. То же правило действует и в отношении совместной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом с продуктами общего назначения. Указания по совместимости продуктов можно найти в специальных разделах ДОПОГ, а также в приказе министерства транспорта.

Проработка и утверждение маршрута

Выбирает и составляет маршрут автотранспортная компания. Схема согласовывается с ГАИ МВД при выполнении таких перевозок:

  • особо опасные вещества и продукты;
  • сложная обстановка на дороге — гористая местность, критическиепогодные условия, ограниченная видимость;
  • колонна состоит из четырех и более единиц автомобильной техники, которые передвигаются из начального пункта в конечный.

Правила составления маршрута

Разрабатывая маршрут, руководствуются такими принципами:

  • избегают близости к трассе крупных производств, зон отдыха, заповедников и других территорий, находящихся под защитой государства;
  • на маршруте должны располагаться автомобильные стоянки, заправочные станции;
  • стараютсяобъезжать крупные города, поселения;
  • если невозможно выполнить предыдущее требование, из маршрута исключают магистрали, вблизи которых расположены культурные центры, дошкольные, образовательные, клиники, больницы, где возникает большое скопление людей.

Порядок согласования

За 10 суток до рейса, но не позже, автотранспортная компания подает в ГАИ пакет документов с целью согласования маршрута перевозки опасных грузов автомобильным транспортом:

  • составленный перевозчиком маршрут в трех экземплярах;
  • документ про допуск ТС к таким перевозкам;
  • для грузов, считающихся особо опасными, предоставляют инструкцию про транспортировку и разрешение от МВД, располагающегося там, где зарегистрирован грузоотправитель (грузополучатель).

Если автомобиль перевозит груз через несколько субъектов РФ, то маршрут одобряется соответствующими органами в каждой из таких административных единиц.

Срок, в течение которого автотранспортная компания вправе использовать утвержденный маршрут, указывается в разрешении. Если срок не оговорен в документе, то он считается действительным 6 месяцев, за некоторыми исключениями.

Лица, несущие ответственность за перевозку ОГ

Ответственными за перевозку опасных грузов на автомобильном транспорте являются несколько лиц (физических, юридических):

  • Отправитель груза — сторона, подписавшая договор о перевозке с лицом, которое принимает груз. Если такой договор не заключен, то принимающие груз сами являются отправителями.
  • Отгружающая организация — лицо, у которого находится груз, и тот, кто передает принимающей стороне или водителю для транспортировки к месту назначения.
  • Перевозчик — тот, кто посредством автомобиля перемещает груз. Это может быть предприниматель, экспедитор, работодатель водителя.
  • Собственник ТС — тот, на кого оформлена документация автомобиля, используемого для перевозки опасных грузов.
  • Водитель — тот, кто пребывает за рулем ТС. На него возложена ответственность за сохранность и безопасность ОГ в дороге. Как ответственному лицу на определенном этапе, ему не дозволено перевозить отправления, целостность упаковки которых нарушена. До начала погрузки он проводит осмотр погружаемого.
  • II водитель — сопровождает водителя на маршруте.
  • Уполномоченные лица — упаковщик, другие особы, выполняющие нормы предписаний.

Однако главная ответственность за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом возлагается преимущественно на водителя. В его обязанности входит:

  • выполнять требования действующих ПДД;
  • брать в рейс определенный нормативными актами пакет документов;
  • иметь все оборудование, которое предусмотрено ДОПОГ и другими нормативными актами;
  • при неустранимой самостоятельно неисправности вызывать службу техобеспечения и уведомить о ЧС соответствующие органы МВД;
  • контролировать состояние принадлежащего или вверенного ему транспортного средства;
  • не отклоняться от оговоренного в согласовании маршрута перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
  • при дополнительном выполнении обязанностей экспедитора — проверятьнадежность крепления контейнеров, упаковок.

Водителю не дозволяется:

  • внезапно тормозить или трогаться с места;
  • обгонять другой транспорт, если скорость последнего выше 30 км/ч;
  • выключать мотор или сцепление во время езды;
  • курить в салоне или на улице ближе, чем за 50 м до автомобиля;
  • использовать нагревательные приборы с открытым пламенем или делать это ближе, чем за 0,2 км;
  • оставлять ТС без контроля;
  • заправлятьсяна станциях для всего транспорта;
  • принимать карго с нарушенной упаковкой;
  • подсаживать посторонних людей;
  • брать на борт грузы, не внесенные в товарно-транспортную накладную.

За нарушение установленных правил к ответственным за рейс применяются разные санкции, в том числе штрафные.

При организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом по требованиям действующего законодательства риск для населения в пунктах, через которые пролегает маршрут, для окружающей среды будет минимальным.